Все ли слова языка имеют грамматическое значение. Значение грамматическое значение в словаре лингвистических терминов

Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa и cpeдcтвa eгo выpaжeния

Все ли слова языка имеют грамматическое значение. Значение грамматическое значение в словаре лингвистических терминов

Определение 1

Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa – это абстрактное понятие, которое основывается на лексическом значении и выражает различные его отношения с помощью грамматической формы.

Грамматическая категория выступает связывающим звеном таких понятий, как грамматическое значение и грамматическая форма, требующих дефиниции и трактовки.

Грамматические значения, как и лексические значения, обнаруживают в словах, ставших объектами изучения различных лингвистических дисциплин.

Однако, по сравнению с лексическими значениями, которые являются конкретными в каждом случае употребления, грамматические значения абстрактные, общие, они органично входят в семантический план любого слова и обязательно сопровождают, поддерживают его в грамматической системе.

По принципу обобщения в пределах каждой части речи разные слова объединяются по признаку именно грамматического значения, которые включают:

  • род;
  • число;
  • падеж (в существительном);
  • время;
  • наклонение;
  • лицо (в глаголе).
  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 1

Способом выражения грамматического значения слова является понятие, обозначаемое термином «грамматическая форма», то есть речь идет о грамматическом видоизменении слова, его морфологической разновидности.

Грамматические значения, в отличие от лексических, несопоставимы непосредственно с предметами, явлениями и признаками объективной действительности; они отражают разные типы отношений между словами с лексическим значением.

Лексические значения, соответственно, связаны прежде всего с номинацией, с называнием ощущений, представлений, понятий, которые, в свою очередь, отражают предметы и признаки объективного мира.

Грамматическое значение характеризуется выражением отношений между словами – носителями лексических (номинативных) значений для оформления сообщений о процессах и явлениях, происходящих в объективной действительности.

Итак, все так называемые служебные слова, используемые для выражения взаимосвязи между знаменательными (номинативными) словами, являются носителями грамматических значений. Знаменательные (номинативные) слова, кроме лексического значения (или значений), имеют также грамматическое, поскольку в процессе речевой деятельности они так или иначе связаны с другими знаменательными словами.

То есть грамматические значения соответственно оформляют лексические значения. Грамматическое значение тесно связано с лексическим; лексическое значение является субстратом, подоплекой существования соответствующего грамматического значения. Грамматическое значение непосредственно, через лексическое, соотносится с объективной действительностью.

Замечание 2

Отличие между грамматическим и лексическим значением проявляется также в плане их выражения: грамматическое значение выражается с помощью соответствующих грамматических средств, входящих в состав слова (аффиксы), лексическое же значение передается целым словом (например: стол, дуб, учебник).

Грамматическое значение в структуре грамматической категории

Грамматические формы имеют значение лишь в сопоставлении двух или нескольких слов между собой в определенном отношении, что и составляет содержание того или иного грамматического значения.

Одним из центральных понятий грамматического строя речи наряду с понятиями «грамматическое значение» и «грамматическая форма» является построенное на абстракциях и обобщениях понятие, обозначаемое термином «грамматическая категория».

Реализуясь в речи, грамматические категории представляют собой ядерные компоненты языковой организации, они пронизывают всю ее структуру и основываются на коррелятивных взаимосвязях между двумя или большим количеством грамматических значений, выраженных определенной системой соотносительных грамматических форм.

Поскольку понятие грамматической категории в научной литературе исследовано в большей степени на материале морфологии, то в связи с его обозначением в языковедческой терминологии появился термин “морфологическая категория”, подобно тому, как в синтаксисе – “синтаксическая категория”, в словообразовании – “словообразовательная категория” для номинации определяющих составляющих грамматики. Стоит отметить, что в составе грамматики в последнее время, кроме морфологии и синтаксиса, выделяют еще и словообразование.

Определение 2

Итак, грамматическая категория – это своеобразная триада морфологических, синтаксических и словообразовательных признаков в словах.

Проявление грамматических категорий обусловлены морфологическим типом языка, который влияет и на их совокупность, и на способы выражения категорийных значений.

Понятие грамматической категории в морфологии – это категории, присущие частям речи как основным ее единицам, поэтому ученые и отождествляют его с понятием морфологической категории и иногда обозначают осложненным термином “грамматическая (морфологическая) категория”.

Дело обстоит в случае, когда некоторые морфологические категории (например, категория падежа в существительных, категория степеней сравнения в прилагательных, категория состояния и переходности / непереходности в глаголах и т.д.) находятся одновременно и в сфере других уровней грамматики, в частности словообразования и синтаксиса, поэтому их квалифицируют как «межуровневые».

Основные средства выражения грамматического значения

Средства выражения грамматических значений – это материальные ресурсы грамматической системы языка, с помощью которых выражаются грамматические значения, а следовательно, и оформляются слова, творятся формальные разновидности слова.

Среди основных средств выражения грамматического значения выделяют:

  1. флексию, с помощью которой выражается грамматическое значение рода, числа и падежа существительных, прилагательных, причастий, многих числительных и местоимений, действительного и повелительного способов глаголов и др. Грамматические значения времени флексия выражает в сочетании с другими грамматическими средствами (ударением, служебными словами, чередованием, порядком слов). К примеру: вод-а, вод-ы и т. д.
  2. аффиксацию. Суффикс выражает грамматическое значение степеней прилагательных – первый – первейший, множественного числа, некоторых падежей, несовершенного вида (читать – перечитывать). Префикс выражает значение совершенного вида (писать – написать).
  3. ударение, к примеру: поле – поля (ударение на первый слог в последнем слове обозначает употребление существительного в родительном падеже, а на второй – во множественном числе);
  4. служебные слова. К примеру: пошел домой – пошел бы домой;
  5. супплетивизм. К примеру: ловить – поймать;
  6. порядок слов (при омонимии флексий).

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/gpammaticheckoe_znachenie_clova_i_cpedctva_ego_vypazheniya/

Лексическое и грамматическое значение

Все ли слова языка имеют грамматическое значение. Значение грамматическое значение в словаре лингвистических терминов

Ученики 5-х классов, осваивая курс русского языка, знакомятся с большим количеством определений. Сталкиваясь с обилием терминов, дети часто не понимают их сути. Пятиклассник бойко дает определение, но теряется, если его надо воспроизвести своими словами. Происходит это не из-за того, что ученик плохо владеет навыком давать определения. Просто ребенок не понимает внутреннего наполнения явления, его сущности, формулировку же легко заучивает, подобно стихам или выражению на иностранном языке, – автоматически.Любой учебник 5-го класса предлагает ученику и учителю освоить тот понятийный аппарат, который, с одной стороны, немного знаком из курса начальной школы, с другой – еще не совсем понятен, так как в начальной школе не всегда даются определения языковых явлений. При этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и, безусловно, делать это надо не только на новом научном уровне, но так, чтобы заинтересовать ученика, показать необычное в знакомом.Осуществляя такой подход к работе с терминами, мы можем по-новому раскрыть уже знакомое явление, пробудить интерес к нему, помочь в нем разобраться и глубже его постичь.К понятиям, которыми каждый пятиклассник должен свободно владеть, относятся термины лексическое и грамматическое значение.Обратимся к учебникам. Для примера возьмем традиционно используемый во многих школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык» под редакцией М.В. Панова (2), который или привлекается в качестве дополнительного материала, или служит основным учебником в ряде гимназий и школ с гуманитарными классами. Рассматриваемые термины в них встречаются при изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование. Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология». Посмотрим, какие определения лексического и грамматического значения в них предлагаются.В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:

«Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число.

«Русский язык» под ред. М.В. Панова предлагает следующий вариант:

Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.

Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.

Согласитесь, не очень удачно давать определение через пример, но зато суть раскрывается очень наглядно.

Обратимся к энциклопедии «Русский язык», где даются общие определения.

Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.

Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическоеиграмматическоезначение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.

Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.

Урок 1

Цель:

1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение; 2) закрепить знание о частях речи;

3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали. Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.

Как назвать все слова языка? (Лексика.)

Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?

II. Работа со словарем

На доске записаны слова:

колорит номинироваться

лубочный

Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.

)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.

Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.

колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.

Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря. Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?

Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.

Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?

III. Формулирование понятий

Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.) Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.

Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)

Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.

Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.

IV. Закрепление материала

1) Запишите лексическое значение слов:

кафтан, базироваться, взыскательный.

2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.

3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему? Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?

Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?

V. Проверка усвоенных знаний

1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение. 2) Чем они различаются? 3) Какая морфема показывает грамматическое значение?

4) Назовите слова по лексическому значению:

требовательный, строгий…;
старинная долгополая мужская одежда

VI. Домашнее задание.

1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.

2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс.

3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.

При проверке данного задания выяснилось, что наибольшие трудности вызывает объяснение (не по словарю, а свое) лексического значения слов. Несомненно, предложенные примеры сложны, принадлежат пассивному словарному запасу, но одной из причин, почему именно такие слова были даны, стала необходимость понять, как (успешно или нет) будет проходить работа с трудными словами.

Проблемы в основном возникли с существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что для слов конвейер, ополченец нельзя подобрать синонимы, возможно лишь развернутое объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон, вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с глаголами.

Подбирая синонимы, пятиклассники для себя определяли место конкретного глагола в ряду близких понятий.

Урок 2

Цель:

1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.

I. Проверка домашнего задания

Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках? Какое грамматическое значение имеют данные глаголы? Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?

Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?

II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение

Расскажите, что такое лексическое значение и грамматическое значение на примере слов: бежать, бегун, расти, росточки. Расскажите, какое значение уникально для слова. Какое значение можно применить к группе слов?

Послушайте текст.

Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.

Например:

Первое – лоб.
Второе – сто лет.
Целое – разумное существо.

Ответ: чело-век.

Первые шарады появились еще в древнеримской литературе, но особенно их полюбили в XVIII  веке.
А теперь скажите: с чего начинается текст? (С того, что дается лексическое значение слова.) Это частый прием построения научного текста, в котором рассказывается о каком-либо неизвестном для читателя предмете, явлении. Запишем первое предложение, объясняя знаки препинания.

Укажите грамматическое значение слова шарада. Есть ли в предложении слова с тем же грамматическим значением? (Загадка.)

III. Освоение нового материала

Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Можно ли это понять? Почему? Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л.В. Щерба. (Раздаются листочки с этой фразой.) Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения? Почему мы это понимаем? Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание.

Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.

Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи? Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения.

Как и от чего образуется слово бокренок?

бокр

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200402903

Грамматическое значение. Грамматическая форма -Языкознание

Все ли слова языка имеют грамматическое значение. Значение грамматическое значение в словаре лингвистических терминов

Библиографическая запись: Грамматическое значение. Грамматическая форма // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-02-08 16:13:26. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/grammaticheskoe-znachenie-grammaticheskaia-forma/ (дата обращения: 18.05.2020)

Грамматическое значение. Грамматическая форма

Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.).

Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение.

Они выражаются в основном формой слова, которая образуется:

а) аффиксацией. Книга, книги, книге и т. д. (значения падежей);

б) внутренней флексией. Собирать — собрать (значения несовершенного и совершенного вида);

в) ударением. Дома. (род. пад. ед. ч.) — дома (им. пад. мн. ч.);

г) супплетивизмом. Брать — взять (значения вида). Хорошо — лучше (значения степени сравнения);

д) аналитическим способом. Читаю — буду читать (значения времени). Высокий — более высокий (значения степени сравнения);

е) смешанным (синтетическим и аналитическим способом). К дому (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой).

Грамматическое значение в слове может выражаться также при помощи других слов, с которыми данное слово связано в предложении. Трамвай ушел в депо.

— Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного — во втором создаются в обоих случаях разными связями этого слова с другими словами).

 см. также способы выражения грамматических значений.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

2. 

Одна из двух основных сторон грамматической единицы наряду с грамматической формой. Грамматическое значение сопутствует слову и предопределяет границы его синтаксического употребления (книга — имеет грамматическое значение имени сущ. ж. р.). Грамматическое значение отличается от лексического тремя свойствами:

1) оно характерно для многих слов языка, по отношению к лексическому значении) оно является сопутствующим;

2) оно возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов; грамматические значения выражаются при словообразовании, словоизменении и построении сочетаний и предложений;

3) формы слов, словосочетаний и предложений используются для организации мысли.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

3

Значение формальной принадлежности слова, т.е. значение отношения, выраженное не отдельным словом, а несамостоятельными элементами, дополнительными по отношению к основной (значащей) части слова.

Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003.

4.

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры):

  1. грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.
  2. грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски — от категории определённости существительного и т. д. В то же время, например, в японском языке категория числа не является грамматической, так как выражается факультативно по желанию говорящего. Представление об обязательности грамматических значений восходит к работам Ф. Боаса и Р. О. Якобсона. Согласно неформальному определению, данному А. А. Зализняком, грамматические значения — это такие значения, «выражение которых обязательно для всех словоформданного класса лексем» («Русское именное словоизменение», 1967)
  3. лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.
  4. грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).

Википедия.

С грамматической формой тоже все непросто.

1

Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения (часто нескольких значений) в каждом конкретном случае употребления слова.

Например, сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой, (о) сестре, сёстры, сестёр, сёстрам,сестёр, сёстрами, (о) сёстрах – это разные грамматические формы одного и того же слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют также словоформой.

Словоформа, таким образом, служит конкретным «представителем» слова в речи.

В ряде случаев отдельные группы слов образуют формы, тождественные по своему грамматическому значению, но различные внешнему выражению: чая и чаю; рекой и рекою;стеной и стеною; годы и годá; костя2ми и костьмú; бóйче и бойчéе; вы2мок и вы2мокнул и т.д.

Такие формы называются вариантными.

Они могут различаться стилистически, они могут быть закреплены за разными лексическими значениями слова (как в крае и в краю), различать свободное употребление слова и фразеологически связанное (как капает и каплет) и т.д.

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (спел бы, буду петь, более новый) (подробнее см. ниже).

Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее,полной парадигмой (если слово обладает всеми «полагающимися» ему формами).

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ, МОРФОЛОГИЯ. РАХМАНОВА Л. И. СУЗДАЛЬЦЕВА В. Н.

2.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ форма — языковые средства, служащие для выражения грамматического значения. Грамматическая форма представляет собой единство данного грамматического содержания с данным грамматическим выражением (напр., форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола).

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

3.

Грамматическая форма

Языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове беру окончание -у указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное), Выразителем значения совершенного вида у глагола сделать служит приставка с-.

Материальное выражение грамматических значений (грамматический способ их выражения) теснейшим образом связано с самими значениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения, или, иными словами, соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976

Так что мучайтесь, дорогие студенты.

08.02.2016, 14739 просмотров.

Источник: https://myfilology.ru/yazykoznanie/grammaticheskoe-znachenie-grammaticheskaia-forma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.