В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

Содержание

0.2. Философские дисциплины, изучающие науку

В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

существенно связана с его общими метафизическими представлениями о непрерывности.

Философские установки обеспечивают основу для качественной оценки проводимых научных исследований: значимости полученного материала, общей метафизической «привлекательности» выдвигаемых гипотез и т.п. Исходные предпосылки влияют даже на такую прозаическую вещь, как финансирование научных исследований.

Ведь планирование исследований всегда производится в соответствии с определенными философскими соображениями. Общая концепция, главенствующая в той или иной науке, формирует саму цель планируемых исследований, поэтому, как указывает М. Бунге, она оказывается даже более важным элементом, чем бюджет, т.к.

исходный философский фон будет отчасти определять и бюджетную сторону. Например, если ведущий теоретический принцип близок к эмпирической философии, то исследование будет ограничено собиранием данных и феноменологическими теориями.

И наоборот, если философские соображения выходят за рамки эмпиризма, то будут поощряться поиски смелых теорий и т.п.'

3. Обобщающе-экстраполирующая. Эту функцию можно считать частным случаем предыдущей, однако стоит подчеркнуть ее особую важность для научного проекта.

Установка на выдвижение общих принципов, далеко выходящих за пределы наличного опыта, была выработана в традиционной философии. Ученые привыкли использовать эту установку почти не задумываясь. Ученый в своих выводах постоянно выходит за рамки полученного эмпирического материала.

Действительно, на каком основании исследователь, выполнивший определенную серию экспериментов в лаборатории, осмеливается перенести результаты на более широкую область, которая им в реальности не изучалась и, более того, говорить об обнаружении им ка- кой-то закономерности? Ведь на самом деле наука реально занимается лишь ограниченными фрагментами мира; она опирается на конечные области данных наблюдений и экспериментов. Впервые достаточно четко это было показано великим немецким философом И. Кантом.

Но если бы наука только фиксировала то, что она непосредственно получила из опыта, она никогда не сформулировала бы ни одного закона из разрозненного эмпирического материала, из данных единичных наблюдений. Все эмпирические данные так и остались бы разрозненными.

Тем более наука никогда не могла бы ничего сказать о «мире в целом», связать знания о нем в какую-то единую картину. Именно И.

Кант блестяще показал великую роль метафизики (или «теоретического разума») в науке, позволяющей обобщить полученные данные и сформулировать научные законы, а от них

1 Бунге М. Философия физики. М., 1975. С. 33-34.

подняться на еще более высокую ступень общности — к фундаментальным принципам. И если мы сегодня говорим, например, о неуничтожимости материального движения, об эволюционном процессе в живой природе, о симметриях в мире элементарных частиц и т.п.

, то все эти выдающиеся обобщения (принцип движения, принцип эволюции, принцип симметрии) являются именно метафизическими положениями. Мы никогда не сможем исследовать весь мир, все его пространственно-временные области.

Но мы убеждены, что неисследованные области подчиняются тем же самым фундаментальным законам, которые мы приписываем изученным фрагментам мира.

Можно сказать, что наука как таковая вообще основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления о том, что природа как целое единообразна, постоянна и проста в своих фундаментальных основаниях, это на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим, экстраполирующим характером1.

4.Эвристическая. Философия является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Те или иные ходы философского мышления могут подсказать ученому решение научных проблем или направить его мышление

косознанию важнейших закономерностей строения мира. Например, помощниками в теоретических исканиях Вернера Гейзенберга, одного из творцов квантовой механики, являлись произведения Платона.

Выдвижение плодотворных идей и придание им важного культурного смысла является одной из основных функций философии вообще. Так, Н.В. Мотрошилова отмечает: «Можно сказать, что главнейшей функцией философии как специфической формы человеческого знания, культуры…

является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей»2.

Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий, как, например, это случилось с умозрительной атомистской концепцией. В итоге знание, относившееся к традиционной метафизической области, может постепенно включаться в науку. Известный за-

1Так, Н. Хэнсон, анализируя известный принцип единообразия природы, показывает,

что он на самом деле базируется на некотором логическом круге. Ведь с одной стороны, предполагается, что этот принцип представляет собой какое-то содержательное утверждение о природе, которое можно подвергать эмпирической проверке.

Но, с другой стороны, когда мы хотим его проверить на эмпирическом материале, оказывается, что он уже содержится в этом материале как базис для обобщения опытных данных. (Hanson N. Perception and Discovery. San Francisko, 1969. P. 408).

2 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 5-6.

Источник: https://studfile.net/preview/8998754/

Рекомендовано Учебно-методическим центром Классический учебник в качестве учебника для студентов высших учебных заведений УДК 001(075.8) ББК 87я73 У93 Рецензенты: С.Л. Плавинский, заведующий кафедрой педагогики и

Второе издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Классический учебник» в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

УДК 001(075.8)

ББК 87я73

У93

Рецензенты:

С.Л. Плавинский, заведующий кафедрой педагогики и философии СПб Медицинской академии последипломного образования, проф.,

Б.В. Марков, заведующий кафедрой философской антропологии СПбГУ,

д-р филос. наук, проф.

Ушаков Е.В.

У93 Введение в философию и методологию науки : учебник / Е.В. Ушаков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 584 с.

ISBN 978-5-406-01781-4 Представляет собой базовый вводный курс, содержащий такие темы современной философии науки, как логико-методологический анализ научного познания; особенности гуманитарных наук; научное творчество; наука и глобальноцивилизационные процессы; этика науки; наука как социальный институт и взаимоотношения науки с другими социальными сферами; история науки; наука и культура.

Для студентов естественнонаучных и гуманитарных специальностей, аспирантов, сдающих кандидатские экзамены по философии науки. Может использоваться для подготовки студентов по программе общественных дисциплин, также будет полезен философам, ученым и всем, кто интересуется проблемами науки и ее ролью в современной жизни.

УДК 001(075.8) ББК 87я Ушаков Евгений Владимирович ВВЕДЕниЕ В фиЛоСофию и МЕтоДоЛогию наУКи Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.006828.04.10 от 28.04.2010 г.

Изд. № 4186. Формат 6090/16.

Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 36,5. Уч.-изд. л. 12,2. Тираж 176 экз. Заказ № 3227.

ООО «КноРус».

129085, Москва, проспект Мира, 105, стр. 1.

Тел.: (495) 741-46-28. E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru Отпечатано в ОАО «Московская типография № 2».

129085, Москва, пр. Мира, 105.

© Ушаков Е.В., ISBN 978-5-406-01781-4 © ООО «КноРус»,

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ. НАУКА В ФИЛОСОФСКОМ РАКУРСЕ

0.1. Философия и наука

0.2. Философские дисциплины, изучающие науку

0.3. Знание и познание

0.4. Наука как система знания

0.5. Наука как деятельность

0.6. Проблема истины

0.7. Проблема научного метода

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ I.

ЛОГИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ

ГЛАВА 1. СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1.1. Научное понятие

1.2. Научный закон

1.3. Научное объяснение

1.4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Контрольные вопросы

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ

2.1. Методологический арсенал науки

2.2. Описание, сравнение, измерение

2.3. Наблюдение

2.4. Эксперимент

4 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И МЕТОДОЛОГИЮ НАУКИ

2.5. Моделирование

2.6. Обобщение и обработка эмпирических данных……………. 2.7. Теоретический уровень: логические действия

2.8. Теоретический уровень: подходы и методы

Контрольные вопросы

Глава 3. формы научного познания — единицы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

3.1. Проблема

3.2. Факт

3.3. Гипотеза

3.4. Теория

3.5. Научно исследовательская программа

Контрольные вопросы

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ…………. 4.1. Становление и развитие научной теории

4.2. Проверка и принятие научной теории

4.3. Социологическое и историческое измерения научного познания

4.4. Рост научного знания: разрывы и преемственность………. 4.5. Проблема рациональности научного познания …………….. 4.6. Революции и малые изменения в науке

4.7. Вопросы научного творчества

Контрольные вопросы

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

5.1. Специфика гуманитарных наук

5.2. Понимание и объяснение

5.3. Специальные методы

5.4. Сложности, тенденции, перспективы

Контрольные вопросы

ГЛАВА 6. НАУКА, ОБЩЕСТВО, ЦИВИЛИЗАЦИЯ

6.1. Особенности современной науки

6.2. Наука и модернизация общества

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый курс философии науки адресован студентам, аспирантам, преподавателям философии, научным работникам, а также всем тем, кто профессионально или в порядке увлечения интересуется теоретическими вопросами науки.

Особенно мы стремились помочь аспирантам и соискателям, которые готовятся к сдаче кандидатского экзамена по дисципли не «Философия и история специальности».

Курс отражает содер жание действующей официальной программы, может быть исполь зован при изучении базовых вопросов философии науки, а также при подготовке к зачетам и экзаменам.

Для облегчения работы предлагается тематический план, пол нее раскрывающий материал курса.

Курс состоит из вводного раздела и основного содержания.

Вводный раздел курса посвящен обзору общих вопросов вза имоотношений философии и науки, здесь дается характеристика науки в целом и проблематики познания и истины.

Основное содержание курса включает два раздела. В первом разделе обсуждаются вопросы, относящиеся к когнитивному кон тексту науки: проблемы научной методологии и логики, структу ры и динамики научного знания.

Учитывая значение гуманитар ных наук и традиционную направленность философии науки на преимущественно естественнонаучную проблематику, в раздел включена также специальная глава, посвященная гуманитарным (или, точнее, социогуманитарным) наукам. Второй раздел посвя щен социально культурным аспектам науки.

В нем обсуждаются вопросы науки и цивилизации, проблемы социологии, этики, ис тории науки, а также взаимосвязи науки и культуры.

8 ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И МЕТОДОЛОГИЮ НАУКИ

книги приближено к традиционной тематизации отечественной философии науки. Курс, изложенный в более «за падном» стиле, конечно, выглядел бы совсем иначе.

Предпочтения в англоязычных учебных курсах в большей степени концентриру ются вокруг обсуждения семантики научного языка, интерпрета ции научных теорий, дискуссий о реализме и антиреализме в на уке, проблем анализа рациональности науки и др.

Некоторые разделы курса, вероятно, вызовут у читателей за труднения, что объясняется сложностью самих тем, затрагива ющих широкий круг проблем и споров. Речь идет прежде всего о проблемах истины (§ 0.6), несоизмеримости теорий (§ 4.4), раци ональности научного познания (§ 4.5), понимании и объяснении в гуманитарных науках (§ 5.2).

Мы считали своей задачей дать лишь введение в основную проблематику этих тем, охарактеризовать их трудность и предложить краткие описания решений или стратегий решения. При этом не ставилось целью провести исчерпывающий анализ этих проблем. Мы не претендуем на их разрешение — это вряд ли возможно, так как они являются дискуссионными, много значными.

В ходе изложения мы старались не только представить круг основных вопросов и идей современной философии науки, но и по знакомить читателя с наиболее известными авторами, работавши ми или продолжающими работать в данной области.

При этом мы решили не вводить специальные параграфы, посвященные обзо ру идей того или иного автора. Конечно, мы прежде всего не мог ли обойти стороной таких героев философии науки, как неопози тивисты, а также «большую четверку» — Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера и П. Фейерабенда.

В ряде мест мы подробнее характе ризовали их взгляды.

Масса интересных авторов, особенно последнего времени, остались, к сожалению, почти не затронутыми нашим обсуждени ем или вообще не попали в курс. Хотелось бы, чтобы читатель от несся к этому снисходительно, учитывая тесные рамки вводного курса.

В разработке курса в той или иной мере воплотился личный опыт работы автора со студентами и аспирантами нефилософских специальностей.

Источник: http://av.disus.ru/programma/1598209-1-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-centrom-klassicheskiy-uchebnik-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedeniy-udk-0010758.php

Источник: https://bookforucheba.ru/0-2-filosofskie-disczipliny-izuchayushhie-nauku.html

Философия науки

В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

Фотограф Chris Wells

Философия науки – это дисциплина, занимающаяся изучением методов, границ компетенции и понятие науки, а также исследует природу, способы развития и обоснования научного знания, его структуру и функции. Существуют специализированные разделы этой дисциплины, занимающиеся исследованием конкретных наук, например философия химии или философия лингвистики.

Философия науки как самостоятельная дисциплина оформила свои черты в работах Пуанкре, Маха, Дюэма, Пирсона и других мыслителей XXXXVI века, термин был предложен Дюрингом.

В их трудах исследование самой науки было отделено от других объектов и предметов познания, но окончательно проведена чёткая черта между анализом науки и вненаучных форм познания логическим позитивизмом.

В последнем целостно описываются структура, функции и компетенции науки.

Прорыву этой дисциплины способствовала научно-техническая революция, которая явилась ожидаемым завершением роста влияния и успехов научного знания за последние века по отношению к обсуждаемому предмету.

Так философия науки стала поворотным моментом гносеологических изысканий в истории философии.

Но до научно-технической революции, ещё в XXXXIII веке происходит отделение знаний от домыслов, теоретического и эмпирического обоснования от субъективно-полагаемого или интуитивного, то есть разделение ранее искусственно срощенных философии и религии.

Предмет и объект философии науки

Общие и частные закономерности, тенденции изменения в актуальный момент и в исторической перспективе специфической деятельности разума по производству научного знания – это предмет философии науки. В данном случае, как не нравилось бы критикам, настаивающим о вненаучности, философия отчетливо предстаёт в сугубо научной форме и к изучению научного процесса и знания как продукта приступает.

Все науки в целом и научное знание как продукт за весь известный период времени развития и совершенствования культуры всех народов – вот объект философии науки.

То есть к этому относятся преднаучное познание, известное с XXIII века, где закладывались объективность, аргументация, логическое обоснование и прочее, говоря иначе- то самое научное исследование и подход к изучению в философии.

О роли математики как языка, способного описать любое явление в материальной Вселенной,известной не одно тысячелетие ,необходимо говорить отдельно.

Если резюмировать в краткой форме, то объект и предмет философии науки -это специфическая отрасль разумной деятельности по производству и обслуживанию знаний.

Из вышесказанного следует, что данная дисциплина является одним из агентов по оценке критериев научности и вынесению суждений и заключений в пользу или против научности, либо характеристике степени научности касательно любой гипотезы, теории или любого знания как продукта.

К сожалению, как и всё в человеческой деятельности, последнее не лишено своей спекулятивности, предстающей в разных формах, что, повторюсь, печально. То, что наука и философия науки имеют некую зависимость от авторитетов, авторитарность и спекулятивность роднит их с религией.

Заострю внимание, чтобы не давать лишнюю пищу критикам философии, на том, что о схожести с религией в данном контексте речь идёт и о науке, более того – прежде всего о науке, а не только о рассматриваемой философской дисциплине.

Но это предмет отдельной статьи, которая тоже, скорее всего, будет спекулятивна.

Вопросы и проблемы философии науки

Позитивизм, а затем и логический позитивизм. сыгравший значительную роль в окончательном становлении философии науки. выступает с критикой заявляемых проблем, если не занимает позицию утверждения отсутствия проблем в философии науки, считая их бессмысленными и даже беспредметными – это иронично.

Разумеется, у философии в общем и философии науки в частности есть реальные проблемы и множество вопросов, требующих разрешения отнюдь не из праздности или для развлечения.

проблема философии науки это возникновение, если угодно – производство, научного знания, а так же критерии его оценки. Если сгруппировать проблемы, то получится три группы, построение которых происходит из структурного взаимодействия философии и самой науки.

Первая группа – это проблемы внутренней оценки компетенций самой философией, разумно отнести к второй группе те же проблемы внутри структуры отдельных наук по отношению к заключениям философии.

И третья группа проблем происходит из столкновения первой и второй групп как интересов философии и других наук в оценке их продукта – знания.

Однако не стоит забывать, что философия лучше любой науки способна решать парадоксальные проблемы, а так же она вооружена историчностью знаний, а последнего лишены большинство других наук.

Таким образом, к актуальным вопросам относятся:

  • Каковы критерии знания?
  • Каковы отличия научного, околонаучного и ненаучного знания?
  • Виды (иные) знания;
  • Что такое наука и научное?
  • Компетентность конкретных методов и степень их научности?

К философским вопросам относятся сопутствующие, например, «Где границы компетенции субъективного в познании объективной реальности?», «Что такое реальность?» и подобные.

В целом философия науки очень обширная дисциплина и это понятно, так как она рассматривает все науки и произведённые ими знания за весь период известной истории. Более детальное рассмотрение любого отдельного вопроса, проблемы, раздела  и прочего потребует отдельных статей.

(c) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Источник: http://sargelas.com/filosofiya-nauki

Философия как научная дисциплина (стр. 1 из 4)

В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

Введение

1. Понятие, функции философии и формы философской деятельности

1.1 Понятие философии

1.2 Функции философии

1.3 Формы философской деятельности

2. Предмет и разделы философии

2.1 Предмет философии

2.2 Разделы философии

3. Современная философия

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы определяется дискуссией по проблемам востребованности в современной культуре философского знания. Наука ли философия, мировоззрение ли – что несет она современному человеку?

Объектом исследования является философия в современном мире.

Целью настоящей работы является исследование современной философии.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

– сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах;

– рассмотреть предмет и разделы философии;

– выделить современные направления философии.

Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из 3 разделов. В первом сформулированы понятие, функции и формы философии, во втором – предмет и разделы философии, в третьем описываются особенности современной философии, основные философские направления, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

1.1Понятие философии

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух.

Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности.

Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории.

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др.

, в которых задаются такие вопросы, как, например, “Существует ли Бог?”, “Возможно ли объективное познание?”, “Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?” Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов.

Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин “философия” всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого “субъективного мышления” и метода, который “в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём”.

В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть “форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления”.

Хайдеггер в первой лекции своего курса “Основные понятия метафизики”, последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: “Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома”. Тем самым, признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования “взгляда со стороны” (поэзии) для философии.

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: “философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности”.

1.2 Функции философии

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.

2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.

3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую,

методологическую,

мыслительно-теоретическую,

гносеологическую,

критическую,

аксиологическую,

социальную,

воспитательно-гуманитарную,

прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Цель аксиологической функции – быть “ситом”, через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1.3Формы философской деятельности

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости.

Бердяев, например, в своей работе “Смысл творчества” прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытие определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная.

Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

Является ли философия наукой?

Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?

Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания.

Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования.

Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения “науки логики”.

Источник: https://mirznanii.com/a/231278/filosofiya-kak-nauchnaya-distsiplina

Почему философия не является наукой?

В.2. Философские дисциплины, изучающие науку

Очень часто люди спорят о том, является ли философия наукой. Существует три распространенных ответа: 1. Философия является одной из научных дисциплин. Она лишь часть гуманитарного знания. 2.

Философия не является наукой, потому что она не дает объективных знаний о действительности и не использует общепринятые научные методы. Она не дотягивает до уровня научного знания.

3.

Философия не является наукой, потому что по иерархии она выше любой науки и всей научной системы в целом.

Чтобы разрешить этот вопрос, следует определиться, что мы понимаем под наукой, и когда она возникла. У науки есть множество определений. Наука сама точно не знает, что она такое, а потому мы попытаемся дать более точный ответ.

Для нас наука — это философская школа, которая появилась в начале Нового времени на базе таких учений, как рационализм и эмпиризм. До этого не существовало достаточного количества факторов и принципов, объединяющих современную научную систему и то, что называется наукой прошлого.

Наука — это прежде всего теоретическое знание, основанное на эмпирическом базисе.

Если мы расширим определение науки и назовем её синонимом практики, то, конечно, придется признать, что наука существует столько же, сколько существует и человечество, но современная наука и наука Нового времени — это не просто практика, это определенная философская установка на исследование действительности.

Если мы расширяем определение науки до практики, то наука есть в христианстве, буддизме, у древних людей и у каждого из философов. Тогда у всех есть своя наука. Но даже в таком случае философия не является наукой, так как она объясняет практику.

Мы же задаем вопрос из современной научной системы, которая помещает философию в свое образование в качестве одной из гуманитарных наук.

Основываясь на этом, логично использовать такое определение науки, которое имеет более конкретное отношение к современности.

Очевидно, что автор статьи придерживается третьего ответа на поставленный вопрос.

Философия — фундамент любого донаучного и вненаучного знания

У каждой религии, секты или любой другой группы людей, объединенных общими воззрениями, имеется своя философия, которая играет роль фундамента.

На Западе философия в самом прямом смысле являлась основанием для всего вненаучного, начиная от христианства и заканчивая атеизмом. Первыми атеистами были именно философы. Они же сформулировали все самые важные аргументы против религии.

Даже еретические учения имели свою философию. В этом смысле теоретическое философское знание лежит за пределом любой науки и научной системы в целом.

Из этого следует, что философия не ограничивается одной лишь научной системой, в то время как каждая из наук подчиняется общим законам науки своего времени. Уже этого достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать, что философия наукой не является.

Научная философия — фундамент научного знания

Даже внутри науки научная философия занимает особое место, которое не ограничивается предметом отдельной дисциплины.

Научная философия — это один из многих разделов философии, но один из немногих, имеющих реальное отношение к науке.

Данный раздел занимается формированием научных принципов, самых общих методов и установок, без которых не сможет существовать ни одна естественная, точная, общественная или гуманитарная наука.

Неизвестно, является ли научная философия подлинной частью науки или находится за её пределами, но ответ на этот вопрос для данной статьи неважен, поскольку нам известно, что вся остальная философия может не иметь к науке никакого отношения.

Философия создала науку

Научное мировоззрение появилось на стыке двух философских школ: эмпиризма и рационализма. Философия не может быть наукой, потому что она создала эмпиризм, рационализм и, как прямое следствие, саму науку. Философия существовала еще тогда, когда науки не было, если под наукой мы понимаем тот тип исследования, который возник в начале Нового времени и развивался вплоть до наших дней.

Философия формирует общую методологию науки

Философия не вписывается в отдельную научную дисциплину, так как она работает над методологией всех наук. У основания естественнонаучного знания мы находим учения многочисленных натурфилософов (Демокрит, Аристотель), эмпириков (Ф.

Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт). Гуманитарное знание также формировалось под сильнейшим влиянием философии (Шлейермахер, Дильтей). Теоретическая математика (Пифагор, Платон и Евклид) и логика (Аристотель) также были созданы философами.

Философию невозможно классифицировать в рамках науки

Философия не является гуманитарной, общественной, точной, естественной или технической наукой, но периодически выполняет функции каждой из них, и она не ограничена ими.

Философия не подчиняется ни одной из известных классификаций, потому что она в корне своем не является наукой.

Тогда почему философию называют гуманитарной наукой? Все дело в том, что в XX веке преобладали те философские школы и направления, которые занимались гуманитарной проблематикой (экзистенциализм, философия жизни, философская антропология).

Вследствие этого философские факультеты оказались заполнены «философами» гуманитарного толка. Академическая философия действительно является по преимуществу гуманитарной, так как занимается вопросами, связанными с человеком, и историей философии, а не самостоятельным философствованием.

Философия имеет право игнорировать научные теории

Ни одна наука не может игнорировать теоретические достижения других наук, особенно если речь идет о смежных областях исследования. Философия и здесь является исключением. У нее есть полное рациональное право действовать в обход научному методу, как следствие, не учитывая научные теории.

Конечно, большинство людей, занимающихся философией, хорошо знакомы с наукой. Они оспаривают научные теории или пытаются соотнести с ними свои достижения. Правда, это не обязательное условие для того, чтобы называться философом. Ни один ученый не имеет права игнорировать научные теории. Философ может это делать.

Из этого следует, что философ не является ученым, а представляет собой нечто другое.

Философия имеет право игнорировать научные факты

Философия предоставляет множество теоретических построений, которые логически аннулируют научные факты. Например, если философ солипсист, то из его учения следует, что весь мир не является настоящим, как следствие, нет никакого смысла подходить к нему с точки зрения естественной установки.

У многих учений есть возможности, позволяющие им непротиворечиво отрицать научные факты, например, подвергнув сомнению научную методологию. Ни один из ученых и людей, претендующих на это звание, не может сделать ничего подобного. Наука — это вера в факты, без которых вся научная деятельность теряет основание.

Философ может представить такие теоретически условия, в которых научная трактовка фактов будет либо ложной, либо бессмысленной, как следствие, он имеет полное право игнорировать их.

Подлинно философское образование невозможно

Как известно, любая наука тесно связана с образованием, и, как следствие, все они претендуют на то, что им можно научить. Философия же начинается с очевидного утверждения: «невозможно научить человека мыслить».

И это похоже на правду, потому что можно научить человека верить, можно научить его проводить исследование, можно научить его выполнять те или иные операции. Но продуктивное мышление, на котором основывается философия, не является чем-то определенным и известным.

Оно не включает в себя заученные операции, алгоритмы и методы. Продуктивное мышление — это такое мышление, которое выходит за свои собственные границы и создает нечто качественно новое.

Нет никаких надежных подходов, позволяющих научить такому мышлению, как следствие, нет надежных подходов, чтобы научить философии.

Тогда чему учат на философских факультетах? Во-первых, там обучают истории философии, которая является частью научного исторического знания, а не философского. Во-вторых, там изучаются уже созданные философами прошлого методы, что крайне редко приводит студентов к созданию своих методов.

В данном случае, академическая философия подражает науке, пытаясь навязать нам те или иные подходы. В-третьих, там обучают языкам, которые позволяют читать тексты мыслителей прошлого, что тоже не имеет никакого отношения к чистой философии, и относится скорее к истории, филологии и лингвистике.

В-четвертых, студентов-философов учат герменевтической традиции изучения философских текстов. Какой результат у всего этого? Разве студенты-философы и их преподаватели покидают университеты Фалесами, Парменидами, Гераклитами, Платонами, Аристотелями и Кантами? Нет.

Они лишь становятся специалистами в философии Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля или Канта. Это тоже полезно и нужно нашему обществу, но к чистой философии такое образование имеет косвенное отношение.

Не исключено, что когда-нибудь будет создана обучающая программа, которая сможет делать из обычных людей продуктивно мыслящих философов, но до сих пор все подобные попытки создать философское образование выливались либо в идолопоклоннические секты (пифагореизм, платонизм, перипатетизм и т.д.), где из огромного количества обучающихся к настоящей философии отношение имели лишь единицы, либо становились подходом к исследованию философии, ограниченным доминирующей точкой зрения (​изучение философии в Средние века, академическая философия).

Вывод

Философию очень трудно представить в качестве одной из наук. Она не является полноценной частью научной системы, не подчиняется научному методу и может не разделять научную картину мира. Если мы и хотим назвать философию наукой, то придется сделать огромное количество поблажек.

Это будет самая исключительная и свободная наука, которая ни перед кем не отсчитывается. Она не подчиняется логике, математике, методу, фактам и научным теориям. Она может как поддерживать, так и отвергать науку. У нее нет определенных объекта исследования, предмета, проблемы, принципов и подходов. Философия допускает безграничное количество точек зрения и методов.

Она потенциально, во всей своей неопределенности и свободе, превосходит науку в целом, и сама наука является лишь её частью. Поэтому философия не может быть наукой.

Кроме того, нелепо называть её чем-то более низким, чем наука, так как философия создала науку, основала многие области исследования, впервые сформулировала важнейшие научные принципы, а также разрабатывала и разрабатывает различные методы, играющие огромную роль для развития научной системы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3e8ccfbc251400ad22da25/5d3e9b55ac412400adbca010

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.