Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Содержание

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС: схема, пример и образец

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

С введением современных инноваций в образовательную отрасль особую актуальность обретает качественный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Школе нужны новые учителя, профессиональные и компетентные, владеющие новейшими педагогическими технологиями, готовые к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика внедрения ФГОС

По мере внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов второго поколения, среди задач, поставленных перед учителем, приоритетными считают развитие у школьников универсальных учебных навыков, подразумевающих умение анализировать полученную информацию, выполнять контроль своей работы.

Для того чтобы учителю было проще работать, был разработан самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Не все педагоги в реальности способны адекватно оценивать свою деятельность, поэтому образцы, предлагаемые профессионалами, актуальны, помогают молодым специалистам справляться с задачами, поставленными перед ними.

Особенности оценки проведенного занятия

Самоанализ урока по ФГОС – важный момент деятельности любого педагога современной школы. Урок является логически завершенным, целостным, ограниченным временными рамками отрезком учебно-воспитательного процесса.

Он состоит из сложного взаимодействия главных элементов учебного процесса: целей, задач, содержания, методов, средств, форм, взаимосвязанной деятельности педагога и учеников.

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС основан на определенных правилах, но не исключает творческой составляющей.

При составлении поурочного планирования педагог опирается на педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, требования, выдвигаемые образовательными стандартами.

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС является необходимым элементом педагогического творчества.

Учитель оценивает урок «со стороны», осознает его как явление, осмысляет совокупность личных теоретических знаний, приемов, способов работы во взаимодействии с конкретными учениками и классом.

Образец самоанализа урока

Самоанализ урока по ФГОС является рефлексией, которая позволяет оценить слабые и сильные стороны деятельности педагога, выявить неиспользуемые ресурсы, некоторые особенности индивидуального стиля преподавания. Предлагаем пример самоанализа.

“Тема урока: “Приставка как отдельная часть речи”.

Урок был проведен по программе Н. Ф. Виноградовой “Начальная школа. 21 век”.

Тип занятия: урок ввода новых знаний.

В качестве цели занятия было определено получение информации о приставке. В ходе урока она была достигнута в полном объеме.

Удалось сформировать у ребят представление о способах нахождения приставки в словах.

Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы метапредметные задачи. Школьники работали в группах, индивидуально, совершенствовали свою речь, развивали зрительную память.

Среди недостатков проведенного урока отмечу нехватку времени на проведение физминутки.

Продолжительность каждого этапа урока: ввод новых знаний, закрепление полученной информации, объяснение домашнего задания – полностью соответствовала временным рамкам.

Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для этого были предложены разноуровневые задания на группы. Для самооценки каждому ученику предлагались индивидуальные упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к каждому ребенку.

Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Домашнее задание дано в достаточном объеме, учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.

Все задачи и цели достигнуты в полном объеме. Урок удался, ребята получили полную информацию по рассматриваемому вопросу”.

С помощью такой оценки педагогического мастерства учителя можно выявить основные затруднения, своевременно оказывать педагогу поддержку и помощь, наблюдать за профессиональным ростом.

Критерии оценивания современного урока

Часто у экспертов возникает проблема адекватной оценки профессионализма аттестуемого педагога. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике проводится по определенному алгоритму. Данная процедура предполагает мысленное деление урока на отдельные компоненты. Учитель сравнивает собственную деятельность с теми задачами, которые были им предварительно поставлены на урок.

Кроме того, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике подразумевает и оценку самостоятельной работы школьников, поиск реальной ценности урока. Анализ любого занятия подразумевает сравнение собственной профессиональной деятельности отдельного учителя с теми критериями, которые утверждены Министерством образования РФ.

Алгоритм анализа

Схема самоанализа урока по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного занятия определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время занятия.

В процессе оценки учебного процесса выявляется уровень решения воспитательных, образовательных, развивающих задач подрастающим поколением. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по русскому языку направлен на сопоставление развивающих, учебных, воспитательных задач с полученными результатами.

Разновидности анализа

Существует несколько вариантов оценки своей педагогической деятельности современными педагогами.

Первый вид связан с кратким (оценочным) анализом, предполагающим проведение оценки учебно-воспитательного направления учебного занятия, анализом достижения основных целей и задач.

Например, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру составляется педагогом с учетом программного содержания, направленности предмета.

Поэтапный анализ

Структурный анализ представляет собой оценку и выявление доминирующих элементов занятия, их целенаправленность, которая обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся.

Системный анализ в современной школе рассматривает урок в виде единой системы с позиций осуществления основной дидактической цели. Он предполагает решение всех развивающих задач на уроке, создание педагогом условий для формирования умений и навыков школьников, формирования знаний, отработки практических умений.

Полный анализ

Полный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру рассматривается в виде системы, включающей в себя оценку полной реализации задач учебного занятия. Данный анализ необходим для изучения и полноценного разбора всех структурных элементов урока.

Структурный и психологический анализ

Структурно-временной вид анализа рассматривается в педагогике как вариант оценки рациональности применения на отдельных промежутках урока временных рамок.

Комбинированный вариант проверки результативности работы педагога подразумевает оценку главной дидактической цели урока и анализа основных структурных элементов занятия. Психологический анализ направлен на проверку соблюдения учителем психологических требований к учебному занятию.

Аспектный и комплексный анализ состоят во взаимосвязи содержания, целей, методик и форм организации урока. Среди самых распространенных типов анализа лидируют:

  • краткий;
  • комплексный;
  • полный;
  • аспектный.

Как составить полноценный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС? Пример схемы анализа, приведенный ниже, можно использовать на любом учебном предмете.

  1. Указывается общая информация: календарная дата, наименование школы, фамилия, имя, отчество педагога, тематика урока.
  2. Анализируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и выполнение требований техники безопасности.
  3. Рассматриваются основные моменты урока, продолжительность и предназначение каждого структурного элемента занятия. Анализируется сочетание управления и самоуправления в классе, групповая, парная, индивидуальная, совместная работа. Оценивается этап закрепления и повторения учебного материала.
  4. Сравниваются цели, поставленные педагогом на урок, со степенью их усвоения.

Кроме того, во время самоанализа осуществляется оценка содержания учебного занятия с позиций решения общих дидактических принципов:

  • научность предполагает учет инновационных педагогических методик;
  • наглядность состоит в использовании графической информации, записи материала;
  • последовательность предполагает логическое построение излагаемого материала, отсутствие цикличности, акцент на сложные понятия и термины;
  • связь с практикой, ориентация содержания учебной дисциплины на требования современного общества.

Заключение

Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Образец структуры, предложенный выше, в полной мере отвечает на данный вопрос. Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты.

Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала.

Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.

Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине.

Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты.

Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии).

После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения.

Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Источник: https://FB.ru/article/269444/samoanaliz-uroka-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-shema-primer-i-obrazets

Анализ и самоанализ урока

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Алгоритм анализа и самоанализа урока
План-схема рефлексивного самоанализа урока
Как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?

Каждый педагог, независимо от стажа педагогической деятельности, обязательно задумывается над тем, насколько он успешен в своей профессиональной деятельности. Ответ на этот закономерный вопрос требует многогранного анализа собственной личности,           уровня профессиональной подготовленности, анализа степени своей готовности к профессиональной деятельности, собственных профессиональных успехов и неудач, находок и потерь, надежд и достижений.

Профессиональная рефлексия — это способность взглянуть на себя со стороны, глазами всех участников педагогического взаимодействия: учеников, учителей, коллег, родителей, администрации школы, методистов.

Она позволяет не только выстроить профессиональною самооценку в узком смысле этого слова, но и создать объективный профессиональный автопортрет, основываясь на оценках окружающих и анализе собственной педагогической деятельности, выделить и описать профессиональные неудачи, педагогические ошибки, проанализировать их причины, выявить пробелы в собственных и профессиональных знаниях и впоследствии восполнить их. Всё это, в итоге, ведёт к выстраиванию индивидуального пути профессионального саморазвития и обеспечивает его эффективность.

Алгоритм анализа и самоанализа урока

Цель: обеспечить грамотный и полный самоанализ урока.

Составные частианализаАлгоритм аналитической деятельности
1. Правильность выбора цели урока
  1. Комплексный характер цели; наличие образовательного содержательного аспектов.
  2. Реальность достижения цели на уроке.
  3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий.
  4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели урока детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности.
2. Выбор типа урока
  1. Соответствие выбранного типа урока его цели.
  2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.
3. Структура урока
  1. Соответствие структуры урока его типу и диагностическим целям.
  2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу
  3. Наличие взаимных связей между этапами.
  4. Влияние структуры урока на достижение его цели.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока
  1. Научность и доступность учебной информации
  2. Глубина содержания, полнота его передачи.
  3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между ними взаимных связей.
  4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке. Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока?

План-схема рефлексивного самоанализа урока

 Цель: систематизировать и оптимизировать процесс самоанализа урока, через создание ситуации саморефлексии.

1. Тема урока, место урока в системе уроков по теме. Как вы оцениваете собственный уровень знаний по предлагаемой теме? Свою теоретическую и методическую подготовку?

2. Цель урока, его образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Степень их реализации. Причины успешности или неуспешности реализации каждой из намеченных задач. Изменения, которые, на ваш взгляд, было бы целесообразно внести.

3. Объективные вопросы организации урока, посещаемость урока учащимися, степень и качество их готовности или неподготовленности к уроку. Каковы причины? Какие из перечисленных причин вы могли бы отнести к объективным, а какие моменты зависели непосредственно от вас.

4. Организация учащихся на работу. Приёмы и методы мобилизации учащихся на работу, активизации их внимания. Какие из использованных вами приёмов оказались наиболее эффективными и наименее эффективными и почему? Что бы вы изменили на этом этапе урока исходя из полученного опыта?

5. и методы проверки знаний учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков учащихся. Каким образом вы проверяли глубину усвоения материала, насколько эффективными оказались выбранные вами методы проверки.

Проанализируйте активность класса во время проверки, количество опрошенных учеников.

В какой форме и какими методами осуществлялась проверка? Каким образом был подведён итог проверки знаний? Насколько эффективно прошла эта работа? Что бы хотелось изменить в организации этого этапа?

6. и методика изучения нового материала. Система работы с новым материалом. Последовательность, логичность, ясность изложения материала. Причины выбора метода, принципа, манеры изложения. Наличие проблемных вопросов и ситуаций в ходе ознакомления с новым материалом.

Какова степень сложности нового материала для данного класса? Какие трудности при введении нового материала вы прогнозировали? Какие именно прогнозы сбылись, а какие — нет? Почему? Какие непредвиденные затруднения возникли в реальной учебной ситуации? Удалось ли с ними справиться? Каким образом?

7. и методика закрепления пройденного. Успешность и эффективность выбранных методов и приёмов. Чем вы руководствовались при отборе материала для закрепления.

Насколько успешно реализован данный этап урока? Причины успешности или неуспешности данного вида работы. Что, по-вашему, помогло, а что затруднило прохождение этого этапа урока.

Какие из перечисленных причин являются объективными? Что бы вы изменили на этом этапе учитывая полученный опыт?

8. Анализ самостоятельной работы учащихся. Используемые методы и приёмы. Их успешность. Варианты, которые, на ваш взгляд, были бы более эффективными. Роль и место самостоятельной работы в процессе изучения нового и повторения старого материала.

9. Домашнее задание. Его объём и виды, причины отбора материала для домашней работы.

Прогнозируемая эффективность выполнения (рекомендуем вернуться к анализу этого этапа когда будут известны результаты и эффективность его выполнения, а также сравнить реальный результат с предполагаемым и попытаться выделить причины того или иного результата).

Качество инструктажа по его выполнению. Наличие индивидуальных и дополнительных заданий учащимся и причины такой формы работы. Что бы вам хотелось изменить на этом этапе?

10. Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Как вам удалось использовать общепсихологические принципы организации внимания на уроке? Какими приёмами организации внимания на уроке вы воспользовались? Как вам удалось обеспечить устойчивость, своевременную переключаемость внимания и концентрацию внимания на уроке, на разных его этапах? Насколько это вам удалось? Что бы вы изменили? Какие приёмы организации внимания вам показались наиболее удачными в конкретной ситуации урока? Каким образом вы создавали установку на восприятие нового материала? Насколько эффективно и почему? Какие приёмы актуализации ранее полученных знаний вы использовали и с каким результатом? Каковы причины той или иной результативности? На какие типы памяти вы опирались и в каких заданиях? Насколько верным был ваш выбор? Развитие каких типов памяти обеспечивалось предлагаемыми заданиями? На какие виды мышления вы преимущественно опирались в ходе работы? Создавалась ли вами проблемная ситуация? В какой момент урока, на каком этапе, с какой целью? Ответы учащихся были в основном простой репродукцией полученных знаний или являлись результатом переработки и осмысления полученных знаний? Как формировались новые понятия? В чём заключались трудности при освоении учащимися новых понятий? В какой мере вами обеспечивались условия для развития воображения учащихся? Какие моменты урока, на ваш взгляд можно откорректировать с целью развития познавательной сферы учащихся и наибольшей эффективности усвоения материала?

11. Какой, эмоциональный фон доминировал на уроке и по каким причинам? Насколько ученики удовлетворены уроком и почему? Насколько вы удовлетворены уроком и почему? Насколько вам удалось заинтересовать учащихся на данном уроке? Если интерес присутствовал, то чем он был обоснован? Насколько совпали в этом плане ваши прогнозы и реальный результат?

Вывод:

  1. Насколько совпали ваши ожидания от урока с реальной ситуацией?
  2. Какие моменты урока предполагались вами как самые трудные для вас, как учителя и почему?
  3. Насколько оправдались ваши ожидания? Как оцениваете свой урок?
  4. Совпадает ли ваша оценка реального урока с оценкой урока-конспекта?
  5. Какие самые удачные моменты урока? Есть ли на данном уроке ваши личные творческие находки? Опыт который вы зафиксируете и будете использовать далее в своей работе?
  6. Какие, на ваш взгляд, моменты урока вам наименее удались? Почему?
  7. Что вызвало наибольшие трудности: подготовка урока или его непосредственная реализация?
  8. На каких моментах урока вы хотели бы остановиться особо, но они не затронуты в предложенном вам плане анализа? Сделайте это!

Памятка «как грамотно ответить на вопрос: почему не налажен контакт с учащимися?»

Цель:    способствовать анализу и самоанализу затруднений в установлении контакта с учащимися.

  1. Основываясь на каких событиях вы сделали вывод о том, что контакт не налажен?.
  2. Вы не можете наладить контакт со всем классом, с группой учащихся или с отдельными учениками?
  3. В чём, на ваш взгляд причины неудачи: в сложности материала, в методике его подачи или в ваших личностных качествах?
  4. Как вы оцениваете атмосферу, которая складывается на ваших уроках
  5. Какие моменты в вашем поведении встречают неодобрение, а какие вызывают положительный эмоциональный отклик? Почему, как вы считаете?
  6. Как школьники реагируют на ваше неодобрение?
  7. Насколько комфортно вы чувствуете себя в ситуации, когда вы оцениваете детей? Почему?
  8. Какие моменты в общении с детьми вы можете выделить как наиболее удачные? Почему?
  9. А какие моменты общения на ваш взгляд категорически не удались? Почему?
  10. Вспомните и проанализируйте моменты в вашей деятельности на уроке когда прогнозируемый вами результат не совпал с реальным, при чем он мог быть и успешнее и хуже того, что вы предположили. Почему так получилось?
  11. Как вы считаете, какой стиль общения с детьми данного класса даёт наиболее выигрышные результаты? Почему?
  12. Как вы предпочитаете начинать урок: авторитарно или либерально? Почему?
  13. Как вы реагируете на негативное поведение отдельных учеников в ходе урока? Чем обоснована ваша реакция?
  14. Снова сформулируйте проблему, которая возникла у вас при налаживании контакта с учениками?
  15. Какие причины этого вы увидели?
  16. Как вы измените стратегию своего поведения? Или вы предпочитаете ничего не менять? Почему?

 

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/analiz-i-samoanaliz-uroka.html

Самоанализы уроков – База разработок – Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Самоанализ урока

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и учащихся.

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие “придираются”, выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти “ляп” или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его “плюсы” и “минусы”. Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо. 

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель. 

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам.

Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер.

Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Источник: https://pedsovet.su/load/733-1-2

Самоанализ воспитателя детского сада: образец по ФГОС, схема, методика проведения

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей (критерий реалистичности часто «хромает» на занятиях молодых педагогов, которые задаются целями «глобального» масштаба, например, в старшей группе развивать навык чтения длинных отрывков сказок, не учитывая того, что некоторые дети в 5–6 лет не читают вовсе или делают это очень медленно);
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД (так, для некоторых групп, хорошо усваивающих материал, допустимо совмещать математику с рисованием, когда как для других, неуспевающих детей, интеграция возможна только в рамках близких направлений, к примеру, рисование и лепка);
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят (особенно актуальной эта задача становится в работе с детьми первой и второй младших групп, так как малыши не обладают в нужной мере способностью самостоятельно переключаться с той или иной деятельности, указанной педагогом).

. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины.

Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников.

Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная.

Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя.

При этомвыступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.

  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.

  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии.

    Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.

  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Пример самоанализа занятия (фрагменты)

Пашкова И.А., воспитатель

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей — познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.

Задачи: — Формировать представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму; — Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме; — Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; — Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей…>

Источник: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/samoanaliz-vospitatelya-detskogo-sada-obrazets-po-fgos.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.