Психические особенности детей с нарушениями слуха кратко. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха

Содержание

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Психические особенности детей с нарушениями слуха кратко. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕФЕРАТ

Особенностиразвития детей с нарушениями слуха

2.3ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

2.4ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

3ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ЛИТЕРАТУРА

1ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Психическоеразвитие – это закономерное изменениепсихических процессов, оно имеет сложнуюорганизацию во времени.

Развитие всехдетей происходит неравномерно, чтообусловлено активным созреваниемопределенных отделов мозга в разныепериоды жизни детей, а так же тем, чтоодни психические функции формируютсяна основе других, ранее сформировавшихся.

На каждом возрастном этапе происходитперестройка межфункциональных связей,а развитие каждой психической функциизависит от того, в какую систему связейоно включено. Следовательно, обучающиевоздействия оказывают наибольшеевлияние на ход психического развитияребенка, что свидетельствует онеобходимости учета сензитивныхпериодов.

В психическомразвитии детей со всеми типами нарушенийможно выделить специфические закономерности(В.И.Лубовский).

При всехтипах нарушений наблюдается снижениеспособности к приему, переработке,хранению и использованию информации.В нескольких отношениях у детей снарушенным слухом снижение характернотолько для определенного периодаонтогенеза.

Следующейзакономерностью, наблюдающейся у всехкатегорий аномальных детей, являетсятрудность словесного опосредствования.

У детей с нарушенным слухом этазакономерность также может иметьпреходящий характер, при адекватныхусловиях обучения соотношениенепосредственного и опосредствованногозапоминания изменяется в пользупоследнего.

Дети учатся пользоватьсяадекватными приемами осмысленногозапоминания в отношении наглядного исловесного материала.

Для всехтипов аномального развития характернозамедление процесса формированияпонятий. У детей с нарушениями слухаэта закономерность имеет свои временныеи структурные особенности проявления.По мере овладения речью глухой ребенокусваивает более точные и обобщенныезначения слов, приобретает способностьоперировать отвлеченными понятиями.

В психическомразвитии детей с нарушенным слухомвыделяют закономерности, характерныедля данного вида нарушения психическогоразвития. И.М.Соловьев выделяет дветакие закономерности.

Перваязакономерность связана с тем, чтонеобходимым условием успешногопсихического развития всякого ребенкаявляется значительное возрастаниеколичества, разнообразия и сложностивнешних воздействий.

Из-за пораженияслуха объем внешних воздействий наглухого ребенка очень сужен, взаимодействиесо средой обеднено, общение с окружающимилюдьми затруднено. Вследствие этогопсихическая деятельность такого ребенкаупрощается, реакции на внешние воздействиястановятся менее сложными и разнообразными.

Формирующаяся система межфункциональныхвзаимодействий изменена. Поэтомукомпоненты психики у ребенка с нарушеннымслухом развиваются в иных по сравнениюсо слышащими детьми пропорциях.

Втораязакономерность — отличия в темпахпсихического развития у детей снарушениями слуха по сравнению снормально слышащими детьми: замедлениепсихического развития после рожденияи ускорение в последующие периоды.Изменения в темпах психического развитиявнутренне связаны с отличиями в структурепсихики.

И. М. Соловьев путь психическогоразвития ребенка с нарушенным слухомпредставлял в следующем виде: различияв психической деятельности междуслышащим и глухим ребенком, незначительныена начальных этапах онтогенеза, возрастаютв течение последующего времени.

Такпроисходит до определенного этапа,когда вследствие систематическихсурдопедагогических воздействийразличия перестают нарастать и дажеуменьшаются.

Чем благоприятнее условия,тем раньше возникает поворот в сторонупути слышащего ребенка; тем быстрее изначительнее сближается развитиеребенка с нарушенным слухом с развитиемнормальнослышащего ребенка.

Основнойсмысл сурдопедагогических мероприятийсостоит, таким образом, в создании новыхусловий для психического развития,прежде всего в расширении и качественномизменении доходящих до ребенка внешнихвоздействий, изменении их состава засчет воздействий, заменяющих акустическиеи равных им по значению.

2ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Особенности развития детей с нарушениями слуха (стр. 1 из 6)

Психические особенности детей с нарушениями слуха кратко. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха

РЕФЕРАТ

Особенности развития детей с нарушениями слуха

2.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ЛИТЕРАТУРА

1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени.

Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся.

На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. В нескольких отношениях у детей с нарушенным слухом снижение характерно только для определенного периода онтогенеза.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования.

У детей с нарушенным слухом эта закономерность также может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего.

Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М.

Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени.

Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются.

Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормальнослышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами.

И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями.

На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.

Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.

На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.

Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала.

При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок.

Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Психические особенности детей с нарушениями слуха кратко. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать.

Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей.

Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку.

Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией.

Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей.

Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг.

Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции.

Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром.

У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок.

У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом.

Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей.

В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений.

Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия.

Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной.

И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто.

Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «ника» с 2016 года

Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bbdbfb0ae3d0700ab838254/deti-s-narusheniem-sluha--prichiny-i-osobennosti-razvitiia-5e707bc96215c37308e1aa98

Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Психические особенности детей с нарушениями слуха кратко. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха

Краткая характеристика детей с нарушением слуха показывает то, что обучение их возможно как в пределах школы, так и в специальных учреждениях.

Нарушение слуха (начальный дефект) приводит к недоразвитию речи (второстепенный дефект) и к замедлению или же специфичному становлению иных функций, связанных с пораженной (визуальное восприятие, мышление, интерес, память), что и задерживает психологическое формирование в целом. В специальной психологии такого рода вид психологического развития носит название дефицитарный.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическое развитие малышей, имеющих патологии слуха, подчиняется этим же закономерностям, что выявляются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский).

Психологическое развитие детей с патологией слуха происходит в специальных условиях ограничения наружных влияний и контактов с находящимся вокруг миром.

Вследствии этого психологическая активность ребенка упрощается, взаимодействия на наружные влияния станут меньше трудными и различными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия меняются.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха говорит о том, что для ребенка с такой патологией, формы объектов и предметов нередко представлены в виде инертных стереотипов: вот зеленого цвета котелок, голубого цвета уже не котелок, иной объект. Овладевшие в ходе изучения информацией глухие дошкольники при затруднениях зачастую применяют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут встречаться перемены в темпах психологического формирования по сопоставлению с нормально слышащими детьми: затормаживание психологического развития через определенный период после рождения и/или после утраты слуха и форсирование в дальнейшие периоды при соответственных обстоятельствах преподавания и воспитания.

Для ребенка с нарушениями слуха свойственна олигофрения в функционировании одних органов чувств и условная сохранность иных. К примеру, сохранена кожная восприимчивость, однако в отсутствии обучения не развивается слуховое восприятие, а визуальное формируется в особых обстоятельствах, компенсируя слух.

Наглядные формы мышления доминируют у малышей, а письменная речь (по методологии преподавания эти дети учатся читать в раннем возрасте, до 3 лет) доминирует над устной. Патология приводит к особенностям становления познавательной и индивидуальной отрасли. Характерные черты познавательной отрасли:

  1. Визуальный анализатор плохослышащего малыша станет основным в постижении окружающего мира и в овладении информацией.
  2. Становление визуального восприятия у ребенка с патологией слуха имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия: замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов.
  3. Трудности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, что выражают пространственные отношения.
  4. Дошкольник с такой патологией способен понимать речь произносящего, основываясь, на визуальное понимание.

Роль зрительного восприятия

Огромную роль для компенсации патологии играет визуальное восприятие. Общая характеристика детей с нарушением слуха и зрения прослеживает замедленное по сравнению со слышащими ровесниками распознавание объектов.

Таким образом, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста демонстрируют рисунки хорошо знакомых вещей на краткие промежутки времени (от 22 до 7 с).

Это позволяет обнаружить, какое время нужно детям для узнавания объектов.

У глухих малышей понимание и распознавание проходило более медленно, чем у слышащих ровесников. Им требуется побольше времени для того, чтобы отметить информативные свойства объекта. Еще немалые препятствия появляются при потребности узнавания знакомых объектов геометрических фигур, автономных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180 положении.

По теории ученых, это связано с менее детальным анализированием и синтезированием объектов, с задержанным формированием у глухих малышей произвольности хода восприятия. Акцентирование и распознавание форм объектов облегчается вследствие овладению соответствующими обозначениями и использованием их на практике.

Особенности мышления

Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:

  • у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
  • степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.

Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.

Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.

Эмоциональная сфера

Характерные черты становления эмоциональной сферы:

  1. Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
  2. Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
  3. Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
  4. Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.

Межличностные отношения

Характеристика детей подросткового возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях:

  • для плохослышащего подростка старший проводник и интерпретатор в ходе взаимодействия с обществом «слышащих»;
  • приоритетное взаимодействие со старшим и ограниченное с детьми группы;
  • вероятно выражение враждебного поведения, взаимосвязанное с недопониманием детей старшими и слышащими ровесниками;
  • «доброжелательная враждебность» применение ребятами с нарушением слуха невербальных средств для привлечения интереса собеседника.

В соответствии с едиными закономерностями психологического формирования личность глухого и слабослышащего ребенка создается в ходе общения с ровесниками и взрослыми в процессе освоения социального опыта.

Несоблюдение или абсолютная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, задерживает процедура освоения информации, обедняет опыт детей и не способен не сказаться на развитии их личности.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Реабилитация детей с нарушением слуха делиться на несколько этапов

Диагностика. Главную роль на этом этапе играют врачи которые при помощи специализированного оборудования ставят диагноз. На установление диагноза могут повлиять такие факторы

  • самочувствие ребенка;
  • поведение ребенка;
  • психическое здоровье ребенка;
  • возраст ребенка.

На этом этапе так же на помощь врачу приходят сурдопедагог и психолог. Сурдопедагог проводит свои наблюдения и по их результатам подтверждает или корректирует диагноз. Психолог определяет уровень психологического развития и разграничивает умственные нарушения от нарушений зрения и слуха.

Коррекция и реабилитация. Сурдолог подбирает и регулирует слуховой аппарат под потребности ребенка. Настройка слухового аппарата должна происходить постоянно в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Настройка аппарата производится по возрастным и психологическим показателям, а так же зависит от возможностей семьи.

Методы реабилитации

Выделяют следующие методы реабилитации:

  1. Медицинская. Лечение и хирургическое вмешательство (имплантация устройства которое преобразует импульсы с внешнего микрофона в понятные для ЦНС сигналы).
  2. Техническая. Протезирование слуховыми аппаратами.
  3. Психологическая и педагогическая. При помощи сурдологических и логопедических приемов развивается слух, речь, мышление и прочие психические функции.
  4. Социальная реабилитация включает в себя возможность выбора родителями места обучения для своего ребенка, а также предоставление государством бесплатных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.
  5. Двигательная. Этот вид реабилитации направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей.
  6. Верботональный. При использовании данного метода ребенок занимается с педагогом. Они говорят в микрофон при помощи фильтров звук проводится не только через уши, но и превращается в вибрации что позволяет ребенку тактильно ощущать речь. Такой способ позволяет ребенку более быстро воспринимать и понимать окружающих, а также улучшает развитие его речи.

Дополнительно психолог проводит беседы с родителями ребенка. Рассказывает, как им правильно обращаться и общаться с слабослышащим или глухим ребенком, и какие у них есть права.

Обучение детей с нарушением слуха

Человек развивается непосредственно в контакте с окружающей средой. Такое взаимодействие происходит с определенными анализаторами, а именно – слухового, кожного, зрительного, вкусового и других.

Слуховой анализатор является одним из важнейших, поэтому какие бы причины ни были для частичной или полной утраты слуха ребенком, последствия, в основном, только социальные:

  • ограничение общения со сверстниками;
  • замкнутость;
  • нарушение памяти, речи;
  • развитие особенного мышления и т. д.

Исходя из психологических и медицинских критериев, детей с нарушением слуха разделяют на:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих.
  3. Позднооглохших.

Психолого-педагогическая характеристика речи детей с нарушением слуха обозначает, что к слабослышащей категории врачи, как правило, относят детей, которым наличие минимального слуха позволяет овладеть азами речевого общения, без вмешательства специалистов, то есть самостоятельно.

У слабослышащих детей не полностью потерян слух, и организм ребенка старается обойти этот дефект, компенсировать такой недостаток. Этим ребенок принципиально отличается от глухих и слышащих детей. У таких детей недостаток слуха является принципиальным фактором развития особенности речи.

Для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные образовательные учреждения: детские сады, в которых существует две группы – для слабослышащих и глухих детей.

Специальные школы, как правило, такие учреждения разграничиваются для слабослышащих и глухих детей.

Обучение слабослышащих детей

Особенности нарушения слуха, а именно его частичное наличие, самостоятельное обучение основами речевого общения, а также адаптация к слуховому дефекту – не только определяет нюансы развития, но и также является путями к специальному обучению.

Обучение основывается не только в получении и усвоении новых знаний и навыков, оно также направлено на преодоление нарушения социального развития таких детей.

Так, разработаны специальные методы обучения, которые опираются не только на развитие речи, но и развивают компенсационные механизмы.

Такие методики требуют определенных условий, а именно способных к развитию и увеличению уже имеющего компенсационного фонда у ребенка.

Обучение по специальным методикам направлено на выявление пробелов в развитии речи и их восполнению. Благодаря ему формируется правильная речь, понятийное мышление и улучшается память. Также особое внимание уделяют развитию словарного запаса.

Особенности методики и ее специфика вовсе не означают, что обучающий процесс отличен от обычных школ. Он лишь разнится тем, что особую роль в нем играет специфическая методика обучения языку – накопление словарного запаса, коррекция лексики и понимания фраз и словосочетаний.

Также специальные школы уделяют значительное внимание полисенсорному обучению – способности чтения слов по губам, опираясь на слух. Письмо и чтение также являются частью специального обучения. Такие навыки позволяют в достаточной мере овладеть языком и речью, а также способствую формированию личности и преодолению психологических барьеров.

Важное место занимает специальная литература, в которой особое место отводится иллюстрациям, которые максимально точно должны передавать содержание материала.

Обучение глухих детей

Обучение глухих детей проводится с использованием целого комплекса специальных методик. Основной задачей, которых является обучение речи, правильному пониманию сложных значений и адаптации в социальной среде.

Основным методом обучения глухих детей является билингвистическая методика, которая основана, по сути, на изучении двух средств обучающего процесса – на основе языка жестов и языка в письменной и устной речи. Такой подход к обучению начали практиковать еще в 80-е годы прошлого столетия.

Особенность методики заключается в том, что нет преференций между средствами обучающего процесса. Напротив, изучение жестового языка направлено на ускорение передачи информации, эмоций, то есть устранению коммуникационных барьеров.

Устранение коммуникационных преград между преподавателем и учителем способствует быстрому усвоению материала, предания эмоционального фона, а также позволяет установить доверительные отношения, что немаловажно в образовательном процессе.

Однако, такой способ обучение не является панацеей, существует множество нерешенных проблем, например, до сих пор неясно оптимальное соотношение изучения языков.

К тому же письменная речь может быть национальная, а язык жестов международным, что усложняет образовательный процесс.

Сегодня для обучения детей, помимо специальных методик, все чаще используют достижения науки – различные усилители звука и имплантаты. А также все чаще совершенствуются методики с применением современной техники. Использование современной техники в процессе обучения является не только средством оптимизации, но и преодолением отклонений в развитии.

Источник: https://FB.ru/article/382989/harakteristika-detey-s-narusheniem-sluha-osobennosti-obrazovaniya-i-reabilitatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.