Педагогический конфликт и способы его разрешения. Способы разрешения педагогических конфликтов

Содержание

Педагогические конфликты: причины, проблемы, источники и виды

Педагогический конфликт и способы его разрешения. Способы разрешения педагогических конфликтов

Определение 1

Педагогические конфликты — все противоречия, которые так или иначе связаны с процессом обучения/воспитания.

К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:

  • между системой воспитания и образования в обществе;
  • ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде;
  • между педагогическим коллективом и семьей;
  • между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.

К субъективным причинам конфликтов относят следующие:

  • индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное;
  • контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения;
  • неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними.

Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов.

Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает.

А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.

Влияние эго-состояния педагога на ход конфликта и стратегии его разрешения

Педагогических конфликтов множество, но наиболее значимые из них следующие:

  • связь между позицией педагога и управленческим стилем (организаторской деятельностью);
  • стратегии взаимодействия педагогов в ходе развития педагогического конфликта;
  • социальная роль учителя в коллективе, которая влияет на обострение межличностных отношений.

Учительская позиция в текущей конфликтной ситуации определяется ведущим эго-состоянием. Каждый участник занимает одну из трех позиций — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Пример 1

Допустим, педагог занимает позицию Ребенка (определяется благодушным состоянием), однако намеревается сделать ученику строгий выговор. Ученик будет реагировать не на слова, сказанные учителем, а на его эго-состояние.

Стиль организаторской деятельности учителя определяется позицией. Стиль непременно коррелирует с эго-состоянием:

  • Родитель придерживается авторитарного стиля;
  • Взрослый — демократического;
  • Ребенок — предпочитает попустительский стиль.

Конфликт может возникнуть при любой позиции, занимаемой учителем, пытающимся разрешить противоречие за счет выбранной стратегии взаимодействия. Опытные состоявшиеся учителя при взаимодействии с учеником пользуются стратегией компромисса/сотрудничества. Но именно они являются наиболее трудными в воплощении на практике.

Поэтому педагоги могут использовать для решения проблемы прямое психологическое подавление ученика, то есть стратегию соперничества. Она выражается в позиции утверждения неизменной правоты педагога и его уверенности в себе. Ученики при этом могут ощущать свою неполноценность.

Изредка педагоги, в целях ухода от конфликта или в стремлении приспособиться к ученикам, придерживаются стратегии приспособления/избегания.

Избегание конфликтов чаще всего связано с неумением взрослых людей правильно формулировать и предъявлять свои требования к воспитуемым. Однако бывают такие ситуации, когда такая стратегия является наиболее целесообразной для разрешения проблемы.

Классификация школьных конфликтов и их причины

Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:

  • организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты);
  • межличностные отношения в системе «учитель и ученик» (конфликты взаимоотношений);
  • конфликтогенные личности (отдельные учителя или отдельные ученики).

Организационные причины подразделяются на следующие:

  • нецелесообразное составление расписания (отвечающее удобству учителя, а не учеников);
  • плохо подобранный состав учителей, работающих на одной параллели;
  • плохо стыкующиеся программы и требования;
  • учебная перегрузка учеников;
  • плохой режим работы школы/плохая организация питания/уроков физкультуры и тому подобное.

Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности.

К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах.

Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.

Замечание 1

Конфликт взаимоотношений подразумевает противоречия, которые возникают в ходе борьбы за лидерство между конкретным учеником и педагогом. Также к ним относят конфликты на этической почве (например, противоречивые требования учителей, авторитарные способы подчинения и многое другое).

Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности).

При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям.

Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию.

То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях:

  • с точки зрения объективных особенностей организации школьного учебно-воспитательного процесса;
  • с точки зрения социально-психологических особенностей учительского коллектива, класса, а также конкретных межличностных отношений, развивающихся между педагогом и учеником;
  • с точки зрения возрастных, половых, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.

Вывод

Педагогические конфликты могут рассматриваться в самых разных аспектах, однако не стоит забывать о позитивном значении нормативности этого явления. Ведь оно не только служит источником проблемы, но и источником развития учебно-воспитательного процесса. И даже больше — конструктивное решение конфликта помогает развитию личности его участников.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/pedagogicheskie-konflikty/

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

Педагогический конфликт и способы его разрешения. Способы разрешения педагогических конфликтов

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Екатерина Афанасьичева.

Источник: https://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

Конфликты в школе – причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе

Педагогический конфликт и способы его разрешения. Способы разрешения педагогических конфликтов

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений».

Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация.

Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния.

Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным.

Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Ребёнок – класс

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль.

Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.

Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя.

Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок.

Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.

Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.

Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников.

В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах.

Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку.

И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот.

Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Ребёнок – учитель

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст.

Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей.

Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает.

Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы.

Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Учитель – родители

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации.

Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер.

Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек.

Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына.

Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание.

Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования.

Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт.

В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку.

Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности.

В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/konflikty-v-shkole

Конфликты в педагогическом общении

Педагогический конфликт и способы его разрешения. Способы разрешения педагогических конфликтов

Особенностью педагогического общения является его противоречивость, возможность конфликтных ситуаций и высокая конфликтность.

Конфликтность – это ситуация, при которой между людьми в процессе взаимодействия обостряются различные противоречия (межгрупповой и межличностный конфликт), противоречия между убеждениями, желаниями и действиями человека (внутри личностный конфликт).

Конфликт возникает, когда люди преследуют недостижимые или взаимоисключающие обеими сторонами цели, или, когда есть стремление реализовать в процессе взаимоотношений несовместимые нормы и ценности.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации (М.М. Рыбаков):

  1. Ситуации деятельности. Возникают в процессе выполнения учащимися успеваемости, заданий, учебной и внеурочной деятельности. Например, учащийся отказывается выполнять то или иное задание по различным причинам: трудности в усвоении учебного материала, утомление, некорректное замечание педагога, невыполнение домашнего задания.
  2. Ситуации поведения. Возникают вследствие нарушения учащимися правил поведения. Данные ситуации становятся конфликтными, если педагог делает неверные выводы о поступке ученика или предъявляет завышенные требования к его поведению.
  3. Ситуации отношений. Возникают, если затрагивают интересы и эмоции учащихся и педагогов в процессе педагогической деятельности. Ситуация становится конфликтно, если вызывает негативные эмоции у ее участников, если межличностные отношения подменяют деловые, если даются неоправданно негативные оценки личностным качествам учащегося.
  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Замечание 1

Педагогический конфликт представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимся/ группой учащихся, возникающее вследствие наличия противоположных ценностей, норм, интересов. Любая конфликтная ситуация обязательно включает оппонентов, объект (право на контроль, денежная премия, призовое место, право на достоинство и т.д.), обостренные отношения между целями.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт, если возникает инцидент (происшествие, неприятный случай, внешний повод). Конфликт сопровождается сильными эмоциональными проявлениями и направлен на перестройку взаимоотношений.

Выделяют несколько этапов развития конфликта:

  • возникновение объективных противоречий;
  • осознание конфликтной ситуации;
  • переход к конфликтным действиям;
  • разрешение конфликта.

Педагогическая мудрость проявляется на этапе осознания ситуации. При эмоциональном конфликте важно, чтобы сработали механизмы психической защиты: понимание собеседника, мудрость, свобода выбора переживаний.

Если присутствует объективное противоречие с наличием объекта конфликта, в котором присутствует воспитательный потенциал, важно оценивать ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к определенному конфликтному поведению.

Стили поведения в конфликте

В педагогическом общении присутствуют разные стили поведения в конфликте.

Конкуренция, или соперничество.

Характерные проявления: отсутствует заинтересованность в сотрудничестве, человек пытается разрешить конфликт, опираясь на волевые решения, удовлетворяя собственные интересы в ущерб участникам конфликта.

Способы реализации: демонстрация обиды; стремление доказать, что другой неправ; стремление перекричать; применение физической силы; требование подчинения; неприятие явного отказа; обращение за помощью к союзникам; стремление другого перехитрить.

Стиль соперничества эффективен, если человек:

  • обладает достаточным авторитетом в вопросах принятия решения или наделен реальной властью;
  • уверен, что в данной ситуации это является наиболее верным и правильным решением;
  • делает большую ставку на решение проблемы;
  • знает, что иного выхода нет;
  • находится в критической ситуации, требующей очень быстрого реагирования;
  • должен принять непопулярное решение.

Стиль уклонение. Характеризуется уходом от конфликта без попытки его решения, отсутствием сотрудничества для разрешения конфликта.

Способы реализации: переключение внимания, смена темы, молчание, обиженный уход или демонстративное удаление, игнорирование, индифферентное отношение, переход на деловые отношения, полный отказ от деловых или дружественных отношений с провинившейся стороной.

Стиль уклонения приемлем, если человек: не хочет тратить силы на разрешение конфликта, находится в безвыходной ситуации, чувствует себя неправым, для решения проблемы нет необходимой информации.

Стиль приспособления. Характеризуется совместными действиями, без отстаивания своих интересов. Такой стиль приемлем, если: есть понимание, что нельзя выиграть ситуацию из-за проявлений малой власти, есть желание сохранить добрые отношения с соперником; один из участников конфликта понимает, что не прав.

Стиль компромисс. Характеризует частичное удовлетворение всех сторон путем взаимных уступок.

Способы реализации: выяснение точек совпадения интересов, прояснение желаний и интересов обеих сторон, выслушивание предложений противоположной стороны, выработка способов взаимных уступок.

Такой стиль наиболее эффективен, если: стороны конфликта имеют взаимоисключающие интересы, обладают одинаковой властью, необходимо быстро получить решение, может устроить кратковременное решение, иные подходы в решении проблемы оказались неэффективными.

Сотрудничество. Характеризуется активным участием всех сторон в разрешении конфликта, поиск общих интересов.

Способы реализации: поиск нужд и скрытых интересов для удовлетворения желаний всех сторон, поиск обоюдовыгодного результата, совместный поиск альтернативных решений, выработка компромиссов.

Стиль наиболее эффективен, если: решение проблемы важно для всех сторон, стороны имеют противоположные цели и скрытые нужды и сложно определить источник конфликта, длительные и тесные взаимоотношения и др.

Пути решения конфликтов в педагогическом общении

Для успешного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо учитывать некоторые положения:

  • принять и понять неизбежность конфликтных ситуаций в педагогической деятельности;
  • важно определять наиболее вероятные конфликтные ситуации и вовремя прорабатывать пути их решения;
  • осознать причины конфликтных ситуаций, необходимость овладения способами их разрешения;
  • профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение конфликтов лежит на педагоге;
  • различия в жизненном опыте и возрасте участников конфликта определяет их разное поведение;
  • профессиональная позиция педагога в конфликте ставит его на приоритетные позиции в разрешении конфликта;
  • всякая ошибка педагога ведет к порождению новых конфликтных ситуаций.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/konflikty_v_pedagogicheskom_obschenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.