Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

Содержание

14 принципов файоля: управление и менеджмент – Саморазвитие

Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

20.11.2019

Фредерик Тейлор и Анри Файоль.

В начале XX века, основу Научному управлению (SM — scientific management) положил Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856-1915). Управление производством, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений.

Согласно Фредерику Тейлору, любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку.

Суть принципа научного управления: упрощение, стандартизация, мониторинг и контроль рабочей деятельности сотрудников – управление по Теории X в чистом виде.

Любые улучшения производительности за счет времени и движения. Все производственные виды работ разделяются на отдельные этапы работы, которые анализируются по количеству, сложности, производственному циклу и значимости. В результате:

  • — внешние и ненужные элементы процесса – устраняются;
  • — элементы процесса выполняемые медленно – ускоряются;
  • — сложные элементы и сама работа – упрощается.

После чего, проанализированная, просчитанная во времени и упрощенная работа преобразуется в «самый лучший способ» выполнения работы. Все потери времени и движений сводятся к минимуму. 

  1. «Плюсы» Научного управления:
  2. — снижает на первом этапе утомляемость работников;
  3. — устраняет или сокращает время, затрачиваемое на обучение;
  4. — не мешает в дизайне других процессов;
  5. — приводит усилия работников в соответствие с темпом и скоростью оборудования;
  6. — идеальный контроль за выполнением и измерением работы;
  7. — обеспечение максимальной производительности.
  8. Влияние Научного управления на сотрудников и дизайн рабочих систем:
  9. — ограниченное социальное взаимодействие;
  10. — низкие требования к навыкам;
  11. — рабочие стандарты и KPI;
  12. — монотонность рабочей деятельности;
  13. — специализация задач;
  14. — от работников не требуется проявлять инициативу;
  15. — инструменты и методы определены за ранее.
  16. «Минусы» Научного управления:
  17. — у сотрудников возникают глубокие проблемы с адаптацией к работе;
  18. — предприятие становится бюрократическим – зависимость от правил работы, жесткие производственные стандарты, формализованный и медленный процесс принятия решения;
  19. — потери на создание контролирующих структур для обеспечения строгого контроля.
  20. Как бы вам не казалась идеальной система Научного управления (как и мне ранее), на сегодняшний день существует более эффективная система управления.

Фредерик Тейлор и Анри Файоль старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления. Фредерик Тейлор и Анри Файоль исходили из идеи, что следование этим принципам Научного управления, обязательно приведет любую организацию к успеху.

Вклад Анри Файоля в теорию Научного управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация, а также построение структуры организации и управления работниками. 

Анри Файоль (Henri Fayol, 1841-1925) резюмировал 14 принципов менеджмента. Некоторые из принципов существовали ещё до Анри Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.

14 принципов менеджмента Анри Файоля (The 14 Management Principles from Henri Fayol):

1.Разделение труда (Division of Work).

Разделение труда распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие. Специализация позволяет человеку накопить опыт и постоянно совершенствовать свои навыки. Тем самым специалист может повысить производительность.

2. Полномочия (Authority).

Полномочие это не только Право отдавать команды и приказы, но и сбалансированные Ответственность и обязанности.

3. Дисциплина (Discipline).

Сотрудники должны подчиняться. Другая сторона медали: сотрудники будут подчиняться приказам, если руководство играют свою роль, обеспечивая качественное руководство и лидерство.

4.Единоначалие (Unity of Command).

Работник должен получать приказы только от одного начальника, без противоречивых команд руководителей по направлениям.

5.Единство направления (Unity of Direction).

Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом. Это необходимо для обеспечения единства и координации на предприятии. Единство команды не может существовать без единства направления, но не обязательно является его следствием.

6.Подчиненность личных интересов общим или «в общих интересах» (Subordination of individual interest).

Менеджмент должен понимать, что цели фирмы всегда первостепенны. Цели отдельного работника, не зависимо от статуса, не должны преобладать над целями всей организации. 

7.Вознаграждение (Remuneration).

Оплата не является самым важным мотиватором. Анри Файоль подчеркивал, что не существует «идеальной системы». Но чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация или децентрализация (Centralization or Decentralization).

Степень централизации или децентрализации управления зависит от состояния бизнеса, качества и уровня персонала.

9.Скалярная цепь или вертикаль полномочий (Scalar chain or Line of Authority).

Иерархия необходима для единства направления. Но горизонтальная коммуникация также необходима, пока руководство знает, что коммуникация осуществляется.

Скалярная цепь относится к числу уровней в иерархии — от высшего уровня власти к самому низкому уровню в организации. Скалярная цепь не должна быть перегруженной и включать слишком много уровней.

Сотрудники должны понимать, на каком уровне они находятся.

10.Порядок (Order).

  • Необходимы порядок материальный и социальный порядок.
  • Материальный порядок минимизирует время простоя и отходы используемых материалов.
  • Социальный порядок достигается организационной работы и отбора персонала.

11.Справедливость (Equity).

В управлении бизнесом требуется «сочетание доброты и правосудия». Отношение к сотрудникам важно для формирования справедливости.

12.Стабильность рабочего места персонала (Stability of Tenure of Personnel).

Сотрудники работают лучше, если существует уверенность в завтрашнем дне и просматривается возможность карьерного роста. Закрепленное право «владения» и высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на организацию.

13.Инициатива (Initiative).

Предоставление возможности сотрудникам проявлять инициативу, является одним из источников усиления конкурентоспособности предприятия. Но это требует определенных уступок со стороны менеджмента.

14.Корпоративный дух (Esprit de Corps).

Менеджмент должен способствовать поддержанию морального духа своих сотрудников. «Необходим настоящий талант для координации усилий, поощрять увлеченность, использовать способности каждого сотрудника, и вознаграждать заслуги каждого из них, не вызывая зависть и возможные нарушения гармоничных отношений».

Что такое менеджмент?

5 компонентов менеджмента по Файолу:

1. Прогнозирование и планирование (Prevoyance — Forecast & Plan).

Анализ будущего и постановка целей. Элементы стратегии. Поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2. Организация (Organizing).

Дизайн, моделирование и создание структуры, материальной и человеческой, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3. Командование (Commanding).

Оперативное руководство и поддержание активности у исполнителей плановых мероприятий.

4. Координация (Coordinating).

Объединение, согласование и упорядочение усилий подразделений и представителей организации, направленные на достижение наибольшей общей эффективности.

5. Контроль (Controlling).

Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил и отданными распоряжениями.

Принципы Анри Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей: Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли, М. Фоллет, Ч. Барнард и др.

В США в близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организации управления автомобильный король начала XX столетия Генри Форд:

1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя, и максимально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, повышающее качество и позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Движущийся конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

  1. Это все принципы Научного управления.
  2. На сегодняшний день существует более эффективная система управления, о которой мы поговорим в дальнейшем.
  3. Уважаемые дамы и господа!
  4. Приглашаю всех единомышленников к обсуждению и общению!

Я доверяю Forex Trend! Инвестирую свои деньги под 10-15% в месяц!
Мои инвестиции от 100% годовых: еженедельный отчет.

Источник:

14 принципов Файоля

Добро пожаловать в мир научного менеджмента, где в первую очередь особое внимание уделяется организации в целом, а не отдельным ее частям. Сегодня мы ознакомимся с 14 принципами Анри Файоля, с точки зрения которого административное управление присутствует даже среди обычных рабочих.

Прежде чем перейти к принципам управления, стоит отметить, что Анри Файоль разделил деятельность каждой организации на следующие основные виды функционирования:

  1. Техническое. Осуществляется непосредственно производственный процесс.
  2. Финансовое. Использование финансовых ресурсов.
  3. Коммерческое. Закупка необходимого сырья с целью дальнейшего создания материалов, готовой продукции.
  4. Бухгалтерское. Проводится статистическое наблюдение.
  5. Административное. Оказывается влияние на каждого из сотрудников.

14 принципов управления Анри Файоля

Нижеприведенные принципы были сформулированы после детального анализа всех закономерностей организационного функционирования. К тому же они актуальны и по сей день.

  1. Персонал. Дела компании плохи? Кажется, что причина тому нестабильность нынешней экономики? Увы, но истинная причина может таиться в текучести персонала, частой смене рабочего коллектива.
  2. Вознаграждение сотрудников. Немаловажным является и данный принцип, который основатель школы классического менеджмента, Анри Файоль, назвал чуть ли не самым главным. Так, разве неприятно видеть, что подчиненные приходят на работу в приподнятом настроении, что положительно сказывается на результатах их деятельности? Все это говорит о том, что пора задуматься о справедливом награждении каждого такого работника.
  3. Иерархический строй. Так, это есть ничто иное, как целый ряд должностей руководящего характера, что делятся на низкие и высокие.
  4. Разделение труда. В основном главная его цель, как гласит принцип управления Файоля, заключается в том, чтобы максимально увеличить объем, повысив, таким образом, непосредственно само производство. При этом не должно ухудшиться качество последнего.
  5. Дисциплина. То, какой она будет, зависит, в первую очередь, от главного руководящего звена.
  6. Подчинение интересов. Этот принцип организации по Файолю говорит о том, что интересы группы или каждого служащего должны уступать общим интересам, то есть самого предприятия.
  7. Власть. Это большая ответственность, а она, в свою очередь, невозможна без награды или критики.
  8. Порядок. Помните, в детстве мама говорила, что вещи должны знать свое место? Так, и на предприятии каждому работнику должно быть выделено место.
  9. Инициативность. Следует научиться грамотно и разумно, как создавать, так и осуществлять план.
  10. Справедливость. Микс благожелательности и правосудия рождает напиток справедливости по отношению к каждому рабочему лицу.
  11. Единство. Никогда не стоит разделять собственный персонал, пытаясь таким образом выделить его сильные и слабые стороны.
  12. Единство руководства. Сколько бы личностей не составляло руководящее звено, все они должны выполнять одну программу, направленную на достижение единой цели.
  13. Централизация. Наконец, одним из завершающих 14 принципов Анри Файоля является вопрос централизации. Следует отыскать именно ту ее степень, что благотворно повлияет на ход дел компании.
  14. Единство распорядительства. Одно из наиболее фундаментальных правил, ставящее точку в 14 принципах Файоля. Определенному служащему или группе работников имеет право давать указания лишь один начальник.

Источник: https://donpi.ru/otnosheniya/14-printsipov-fajolya-upravlenie-i-menedzhment.html

Теория научного менеджмента

Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

Определение 1

Теория научного менеджмента – это базовая классическая теория менеджмента, разработанная Фредериком Уинслоу Тейлором.

За разработку теории научного менеджмента Ф.У. Тейлора называют отцом менеджмента. Разумеется, задачи управления предприятия возникли намного раньше.

Как только появились достаточно крупные предприятия (в результате промышленной революции), потребовалось управлять ими, стремясь добиться максимальной эффективности функционирования. Но только в конце XIX – начале XX века Ф.У.

Тейлор основал управление как науку, доказав, что «управлять можно научно».

Основные труды Ф.У. Тейлора:

  • «Управление предприятием» (1903 год),
  • «Принципы научного управления» (1911 год).

Изначально Ф.У. Тейлор ставил перед собой задачу добиться рационализации производства, повышения эффективности и производительности труда. В результате наблюдений он заметил, что многие рабочие считали минимальную производительность нормой, которую незачем перевыполнять. Эту позицию он обозначил как «притворство», разделив его на два типа:

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.
  • естественное притворство,
  • системное притворство.

Определение 2

Под естественным притворством понимается стремление рабочих облегчить нагрузку.

Желание людей не делать то, что можно не сделать, выглядит естественно: никто не хочет совершать действия без мотивации.

Системное притворство включает два компонента:

  • снижение производительности самими рабочими из-за недальновидности при оценке своих интересов,
  • готовность руководства признавать определенный рабочими низкий (ниже оптимума) уровень производительности как нормальный.

При исследовании выполнения различных работ Ф.У. Тейлор использовал инженерный подход. Основоположник теории научного менеджмента разбивал каждую трудовую операцию на элементарные составляющие, после чего применял метод хронометража.

Определение 3

Научное хронометрирование – процесс выявления времени, которое действительно необходимо на выполнение трудовой операции.

На основе изучения лучших элементов, самых правильных методов, был сформулирован принцип экономии сил.

Определение 4

Принцип экономии сил – это принцип, требующий достижения максимального результата с наименьшими затратами времени и ресурсов.

Основные принципы теории научного менеджмента

В своей книге «Принципы научного управления» Ф.У. Тейлор сформулировал три основных принципа научного менеджмента:

  1. Решения, которые приняли выполняющие действия рабочие, должны быть заменены на научно обоснованные решения.
  2. На смену бессистемному подбору рабочих должен прийти научный подбор, включающий изучение качеств рабочих, дополняемый системой подготовки.
  3. Между рабочими и руководителями должно быть налажено тесное сотрудничество. Только так работа будет выполняться в соответствии с определенными научными закономерностями и законами. Потребность в решении отдельным работником каждой отдельной проблемы отпадет.

В основе указанных принципов лежит предпосылка, что на современном сложном предприятии отдельный рабочий не способен понять всю сложную организационную систему. Соответственно, он не может эффективно организовать свой труд.

Перед рабочим ставится единственная задача: точно и четко выполнять то, что ему предписали. Организацией труда должна заниматься администрация организации. Реализовав централизацию и единообразие подходов, руководители могут стандартизировать деятельность множества рабочих.

Именно руководство обязано внедрить научно обоснованную систему, способствующую постоянному росту производительности труда.

Наряду с формулированием принципов функционального управления, Ф. У. Тейлор предсказал, что управленческие структуры будут развиваться вертикально.

Ф.У. Тейлору принадлежит еще одно научное достижение – разделение функций управления и планирования.

Кроме того, Ф.У. Тейлор акцентировал внимание на трех ключевых элементах повышения производительности труда:

  • задание, сформулированное исходя из анализа работы и определения оптимальной последовательности операций;
  • рассчитанная норма времени;
  • научно разработанный метод работы, закрепленный в инструкции.

Реакция на теорию научного менеджмента

Реакция на теорию научного менеджмента была противоречивой:

  • с одной стороны, руководители компаний поняли, что применение рекомендованных в рамках этой теории методов дает ощутимый экономический результат, и начали их внедрят;
  • с другой стороны, оптимизация процессов привела к значительному сокращению потребности в работниках. Рабочих начали сокращать. Это вызвало недовольство рабочих и тревогу профсоюзов. Американские профсоюзы даже организовали кампанию против распространения научного менеджмента.

Критика теории Ф.У. Тейлора базировалась на том, что он пренебрегает человеческим фактором, рассматривая рабочих как роботов, единственная функция которых – обеспечение высокого уровня производительности. Упоминали, что внедрение всех его принципов обесценивает мастерство, снижает потребность в квалифицированном труде – предельная алгоритмизация позволит выполнять операции любому человеку.

Несмотря на сопротивление профсоюзов и жесткую критику, система научного менеджмента к 1930-м получила широкую известность и стала применяться во многих странах. Предложенное им вычленение в работах элементарных операций позволило впоследствии создать сборочный конвейер, значительно повлиявший на промышленное развитие США в первой половине XX века.

Методы научного менеджмента нашли применение и в СССР. Они были положены в основу системы научной организации и нормирования труда.

Таким образом, хотя сегодня некоторые положения теории научного менеджмента признаются сомнительными, она сыграла существенную роль в становлении менеджмента. Именно в трудах Ф. У. Тейлора впервые были синтезированы и систематизированы имеющиеся представления об управлении людьми, предложены методы, позволившие менеджменту как науке развиваться в последующие десятилетия.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/teoriya_nauchnogo_menedzhmenta/

«Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор

Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

Фредерик Тейлор является американским изобретателем и инженером. Весь мир знает его как отца научного управления. Его система управления промышленностью повлияла на развитие практически каждой страны, пользующейся преимуществами современной промышленности.

Кто такой Фредерик Тейлор и чем он знаменит?

Фредерик Тейлор был первым в истории человечества, кто считал, что работа заслуживает систематического наблюдения и изучения.

На «научном менеджменте» Тейлора, прежде всего, лежит огромный всплеск благосостояния за последние семьдесят пять лет, который поднял рабочую массу в развитых странах намного выше любого зарегистрированного уровня, даже для состоятельных людей. Тейлор заложил первые основы в область изучения труда.

В основополагающей работе Тейлора «Принципы научного управления» он выдвигает свои идеи «научного менеджмента» (иногда называемого сегодня «тейлоризмом»), который отличался от традиционных «инициативных и стимулирующих» методов управления.

«Принципы научного менеджмента» Фредерика Тейлора

Работа Тейлора «Принципы научного менеджмента» была опубликована в тысяча девятьсот одиннадцатом году. Идеи Фредерика являются итогом работы всей его жизни и включают в себя несколько примеров из мест его работы.

Основополагающие принципы научного менеджмента:

  1. Каждая часть индивидуальной работы должна быть проанализирована «с научной точки зрения». На основе анализа должен быть разработан наиболее эффективный метод для выполнения работы («один из лучших способов» работы). Этот принцип состоит из изучения инструментов, необходимых для выполнения работы, и измерения максимального объема работы, которую «первоклассный» работник может сделать за день. Рабочие должны выполнять эту работу каждый день.
  2. Выбирается наиболее подходящий человек для этой работы, опять же «с научной точки зрения». Человека учат правильно выполнять определенные функции. Каждый, по словам Тейлора, имел возможность быть «первоклассным» на какой-то работе. Роль руководства состояла в том, чтобы выяснить, какая работа подходит каждому сотруднику, и обучать их до тех пор, пока они не станут «первоклассными».
  3. Менеджеры должны сотрудничать с работниками, чтобы работа выполнялась научным путем.
  4. Существует четкое «разделение» работы и ответственности между руководством и работниками. Руководители занимаются планированием и контролем работы, а работники выполняют ее.

Тейлор подытожил различия между своими принципами управления и традиционным методом: «При управлении «инициативой и стимулом» практически вся проблема лежит на работнике, тогда как при научном управлении половина проблемы лежит на руководстве. Основной целью управления должно быть обеспечение максимального процветания для работодателя в сочетании с максимальным процветанием для каждого работника».

Книги Фредерика Тейлора

Единолично Тейлор написал всего две книги:

  • «Управление магазином».
  • «Принципы научного менеджмента».

Также он принимал участие в создании произведений других авторов:

  • «Исследование личности и инноваций».
  • «Рост научного менеджмента».
  • «Загадка эффективности».
  • «Управленческий миф: почему эксперты продолжают ошибаться».
  • «Розничный менеджмент».

Вклад Фредерика в менеджмент и организацию труда

Для работников цеха научное руководство принесло существенную потерю уровня квалификации и автономии. Помимо того, что персонал стал объектом повышенного надзора, он больше не мог использовать свои собственные инструменты, которые он мог бы эксплуатировать еще много лет, модифицируя в соответствии со своим собственным стилем.

Однако во многих случаях идеи Тейлора были чрезвычайно эффективными. В случае с лопаточниками на Вифлеемском металлургическом заводе рабочие получали более высокую заработную плату, а компания экономила около восьмидесяти тысяч долларов в год за счет повышения эффективности.

Похожие книги, с которыми нужно ознакомиться

Вместе с книгой «Принципы научного менеджмента» читатели приобретают такие произведения, как:

  • «Практика менеджмента», Питер Друкер.
  • «Исследование о природе и причинах богатства народов», Адам Смит.
  • «Человеческая сторона предприятия», Дуглас Макгрегор.

Фредерик Тейлор является неоднозначной фигурой в истории менеджмента. Его инновации в области промышленного машиностроения, особенно в области изучения времени и движения, окупились резким повышением производительности. В то же время ему приписывают разрушение души работы, дегуманизацию фабрик, превращение людей в механизмы.

[Всего: 2   Средний:  4.5/5]

Источник: https://SilaMira.ru/principy-nauchnogo-menedzhmenta-frederik-tejlor/

Теория Тейлора: тема, основные положения и принципы

Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

На рубеже XIX-XX веков возникает новая отрасль научного знания – психология управления, и одной из наиболее популярных становится разработанная Фредериком Тейлором теория научной организации труда. Свои главные идеи Тейлор изложил в книге “Принципы научного управления”, вышедшей в свет в 1911 году.

Причины появления новых теорий управления

В Средние века и раннее Новое время никаких особенных методов управления не требовалось. Но в результате промышленного переворота и технологического ускорения, пришедшихся на XVIII-XIX века, ситуация изменилась. Даже на небольших фабриках и предприятиях находилось достаточно много рабочих, что требовало модернизации традиционных управленческих стратегий.

Не только увеличение числа рабочих, происходящее параллельно усложнению бизнеса, ставило новые организационные задачи. Предприниматель в первую очередь заинтересован в размере получаемой им прибыли. Очень скоро выяснилось, что неэффективное управление ведет к значительным потерям. Чтобы избежать их, требовалась рационализация.

Теории организационного управления

Эволюция и смена технологических укладов всегда связана с развитием науки. Но в данном случае речь идет не только об изобретениях, которые двигают прогресс. Осмысление накопленных знаний, в том числе и в области управления, было той базой, на которой выстраивались новые организационные модели.

Теории управления стали появляться на заре прошлого столетия. Все их можно классифицировать по двум признакам: по способу их разработки и по предмету исследования.

В связи с этим можно отметить, что некоторые из тогдашних теорий создавались как обобщение накопленного опыта в области организации труда на производстве, а другие появлялись благодаря перенесению в новую среду передовых идей экономики, психологии и социологии.

Особенно интересно применение принципов двух последних наук.

Практически любой автор той или иной теории управления обращал внимания на те аспекты, которые раньше не замечались: проблемы межличностной коммуникации на производстве или мотивация работника к труду и ее стимулирование.

Организация труда перестала рассматриваться как некая хаотическая система, в которой обратная связь между работниками и управленцами не прослеживается. Вместо этого изучались возникающие на производстве связи и их влияние на функционирование самого производства.

Фредерик Тейлор

Инженер по образованию, Тейлор стал пионером внедрения принципов научного управления на производстве. Он родился в 1856 году в небольшом пенсильванском городе Германтауне в образованной семье.

Первоначально он планировал стать, как и отец, адвокатом, но резкое ухудшение зрения не позволило ему продолжать обучение. С 1878 года Тейлор становится разнорабочим на Мидвэльском сталелитейном заводе.

Его карьера идет в гору: он очень скоро становится механиком, а затем возглавляет несколько механических мастерских.

Тейлор узнавал профессию не только изнутри: в 1883 году он получает диплом Технологического института. Еще до создания своей знаменитой теории Ф. Тейлор стал известен как специалист в области рационализаторских решений.

Едва получив место главного инженера, он вводит на вверенном ему предприятии систему дифференциальной оплаты труда и немедленно регистрирует патент на свою инновацию. Всего же таких патентов в его жизни было около ста.

Теория научного управления могла бы не состояться, если бы Тейлор не предпринял ряд проверок своих наблюдений.

Главной их целью он видел установление количественных соотношений между производительностью и затрачиваемыми на это усилиями.

Итогом экспериментов стало накопление эмпирических сведений, необходимых для разработки методики выполнения разнообразных задач, которые возникали перед рабочим в процессе труда.

Один из наиболее известных экспериментов Тейлора состоял в определении оптимального количества железной руды или каменного угля, который один рабочий в силах поднимать на лопатах различного размера, не теряя при этом трудоспособности в течение длительного промежутка времени. В результате тщательных подсчетов и нескольких проверок первоначальных данных Тейлор установил, что при соблюдении таковых условий оптимальный вес составляет 9,5 кг.

Попутно Тейлором было сделано важное замечание, что на оптимальный вес влияет не только время, затраченное на выполнение задачи, но и период отдыха.

Эволюция взглядов Тейлора

От поступления на сталелитейный завод в качестве простого рабочего до публикации фундаментального труда по теории управления прошло тридцать с небольшим лет. Излишне говорить, что за столь долгий срок взгляды Тейлора менялись в связи с увеличением объема знаний и наблюдений.

Первоначально Тейлор полагал, что для оптимизации производства необходимо введение принципа поштучной оплаты. Суть его состояла в том, что оплачиваться должна непосредственно инициатива работника, измерить которую можно было в единицах времени: сколько изделий человек произвел, за столько и должен получить денег.

Вскоре Тейлор пересмотрел этот постулат.

Эксперименты, связанные с определением оптимального соотнесения предпринимаемых усилий и получаемым результатом, позволили исследователю заявить, что в процессе производства наибольшее значение имеет контроль не за производительностью труда, а за применяемыми при этом методами. В связи с этим он принимается за разработку практических рекомендаций работникам, а также устанавливает новые границы заработной платы: наибольшая за тяжелый труд и минимальная за легкий.

На заключительной фазе формулирования своей теории Тейлор вплотную занялся научным анализом трудовой деятельности.

Причиной тому послужили размышления о формировании некоего органа, отвечающего за планирование трудовой деятельности на предприятии. Сама идея децентрализации управления по признаку компетентности требовала выявления новых оснований для контроля.

В их число вошли затрачиваемое на труд время, определение трудоемкости той или иной задачи, установление признаков качества.

Основные принципы

Исходя из своего опыта работы, наблюдений и экспериментов, Тейлор сформулировал главные принципы своей теории управления.

Тейлор ими в первую очередь стремился доказать, что научное управление способно произвести настоящую революцию в производстве.

Прежние авторитарные методы, основанные на системе штрафов и других санкций вплоть до увольнения, по мнению исследователя, следовало отменить.

Кратко принципы теории Тейлора выглядят следующим образом:

  1. Разделение труда должно происходить не только на низовом уровне (то есть в пределах одного цеха или мастерской), но и охватывать управленческие слои. Из этого постулата вытекало требование узкой специализации: не только рабочий должен выполнять отведенную ему функцию, но и менеджер.
  2. Функциональное руководство, то есть выполнение рабочим поставленных перед ним задач должно осуществляться на каждой стадии производства. Вместо одного мастера на предприятии должно быть несколько, каждый из которых давал бы рабочему рекомендации согласно своей компетенции.
  3. Детализация производственных задач, предполагавшая наличие перечня требований к рабочему и практических рекомендаций по их выполнению.
  4. Стимулирование мотивации рабочего. Тейлор считал необходимым донести до каждого, что оплата его труда напрямую зависит от продуктивности.
  5. Индивидуализм, понимаемый в двух измерениях. Во-первых, это ограничение влияния на труд конкретного человека толпы, а во-вторых, учет индивидуальных способностей каждого работника.

Система планирования

Как видно из этих принципов, теория менеджмента Тейлора базировалась на достаточно жестком руководстве действиями работника извне. Именно в этом и состояла рационализаторская позиция автора теории, ставшая впоследствии главным объектом критики со стороны профсоюзов. Тейлор предлагал внедрить на предприятиях особый департамент, отвечающий за нормирование и оптимизацию производства.

Этот орган должен был выполнять четыре главные функции. Во-первых, это надзор за порядком на производстве и определение приоритетных направлений работы.

Во-вторых, создание производственных инструкций, отражавших методологические принципы выполнения поставленных задач.

В-третьих, нормирование продолжительности производственного цикла, а также изучение его влияния на стоимость сбываемой продукции. Четвертая же задача планового департамента состояла в контроле трудовой дисциплины.

На низовом уровне эти постулаты теории организации Тейлора реализовывались реорганизацией управленческого штата. Для их выполнения, по мнению автора, требовалось наличие четырех служащих: бригадира, инспектора-приемщика, мастера по ремонту, а также учетчика, определяющего темп работы.

Человеческий фактор

Чрезмерная социологизация, предписываемая теорией управления Ф. Тейлора, отчасти компенсировалась ее вниманием к отдельно взятому рабочему, чего прежде менеджмент не знал. Речь шла не только о разработанных принципах премирования или учета индивидуальных способностей. Классическая теория Тейлора предусматривала также необходимость профессионального отбора и обучения рабочих.

Поскольку специальных тестов на профессиональную пригодность еще не существовало, Тейлор разработал их сам. Например, особенно часто использовался тест на скорость для работников по контролю качества продукции.

На предприятиях существовала некая патриархальность, проявляющаяся прежде всего в том, что в духе Средневековья молодые рабочие обучались у уже опытных мастеров. Вместо этого Тейлор предложил разработать специализированные программы для учебных курсов, а также курсов повышения квалификации.

Критика

Теория Ф. Тейлора сразу же вызвала протесты со стороны профсоюзов, усмотревших в ее постулатах стремление превратить рабочего в “запасную часть” на предприятии. Социологи и философы тоже отмечали некоторые неблагоприятные тенденции в построениях американского исследователя.

Например, французский социолог Жорж Фридман усматривал в тейлоризме разрыв между декларируемыми им принципами доверия между менеджерами и рабочими и реальным их воплощением в жизнь.

Планирование и неусыпный контроль за человеком на каждой стадии труда никак не способствовали добросердечным отношениям между рабочими и начальством.

Другие критики, в частности А. Хирон, считали недопустимым установленное теорией Тейлора разделение на мыслителей и исполнителей. Исходя из того, что такое разделение предусматривалось практической частью его труда, Тейлора обвиняли в заурядной демагогии.

Даже стимулирование инициативы рабочего вызвало массу нареканий.

В качестве примера ошибочности этого постулата приводились случаи, когда рабочие по собственной инициативе ограничивали производственные нормы, что вело к уменьшению их заработной платы, а также существование классовой солидарности, во имя которой люди шли на различные жертвы, в том числе и материальные.

Наконец, Тейлора обвиняли в игнорировании возможностей человеческого организма. Речь в этом случае идет не только о том, что нормирование, какие бы эксперименты по хронометрированию труда ни производились, не было гибким, но и о лишении рабочего права на творческую деятельность.

Детализированные рекомендации приводили к тому, что духовный аспект труда оставался монополией фабрично-заводского начальства, в то время как сам рабочий порой и не подозревал, что и для чего он делает.

Социологи обратили внимание на возможные опасности как психологического, так и технического характера от разделения исполнения поставленных задач и мышления.

Значение концепции Тейлора

Несмотря на ряд критических замечаний, достаточно справедливых в своей основе, теория управления Тейлора имеет неоспоримо важное значение в истории психологии управления.

Ее позитивная сторона в первую очередь состояла в отказе от отживших свой срок методов организации труда, а также создании специализированных обучающих курсов.

Предложенные Тейлором методы подбора кадров, а также его принципиальное требование регулярных переаттестаций, пусть и видоизменившись с учетом новых требований, продолжают существовать до сих пор.

Тейлору удалось создать собственную школу, занимающуюся проблемами научного управления. Наиболее известными его последователями являются супруги Френк и Лили Гилберты.

В своих трудах они использовали кинокамеры и микрохронометры, благодаря которым удалось создать практические рекомендации по увеличению производительности труда за счет уменьшения количества затрачиваемых усилий.

Были распространены и идеи Тейлора о подборе кадров: Лили Гилберт ныне считается создательницей такой дисциплины, как управление кадрами.

Хотя школа Тейлора занималась сугубо повышением эффективности производства на низовых уровнях, оставляя в стороне проблемы интенсификации труда самих управленцев, ее деятельность стала переломным этапом.

Основные положения теории Тейлора быстро были заимствованы зарубежными фабрикантами, внедрившими ее на своих предприятиях. Самое же главное, пожалуй, заключалось в том, что своей деятельностью Тейлор впервые поставил вопрос о совершенствовании методологии управления.

С момента выхода его книги эта проблема разбиралась многочисленными научными тенденциями и школами, а новые подходы к организации труда появляются и по сей день.

Источник: https://FB.ru/article/387805/teoriya-teylora-tema-osnovnyie-polojeniya-i-printsipyi

Что собой представляют принципы управления Тейлора

Основные принципы научного управления тейлора. В основе менеджмента Ф

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856-1915 г.) был американским инженером, который внес неоценимый вклад в становление и развитие научной организации труда и менеджмента. Принципы управления Тейлора, разработанные еще в конце 19 века, в нынешнее время являются основой любого эффективного метода, позволяющего увеличить производительность труда.

Основа теории

Тейлор как исторический персонаж в рамках американской истории многими был нелюбим, но при этом его вклад в развитие менеджмента трудно переоценить.

Теория Тейлора гласила, что любой вид труда может быть выстроен в определенную систему знаний, которые могут впоследствии передаваться абсолютно любому человеку. На основе этой теории в дальнейшем и появилась идея об организации профессионально-технического обучения.

В конце 19 века профсоюзы представляли собой кастовые образования, которые хранили свои знания и умения о труде в строжайшем секрете.

Подчас у них не было даже записей о выполняемой работе, не говоря уже об их систематизации и классификации. Поэтому теория Тейлора задевала их личные интересы.

В результате противостояния Конгресс запретил Тейлору проводить исследование рабочих операций на государственных заводах.

Недолюбливали Тейлора и капиталисты. Его высказывание о том, что управлением заводов должны заниматься специально подготовленные люди (в наше время – управленцы), им казалось полной ерундой.

Однако те предприятия, которые осмелились опробовать на практике принципы Тейлора, были поражены результатами. За весь период работы на этих предприятиях не было зафиксировано ни одного конфликта, в том числе и социального.

Несмотря на различные недостатки теории Тейлора, все же гуманизация труда легла в основу развития современного менеджмента.

20 лет экспериментов

Принципы управления, разработанные Тейлором, вполне очевидны и понятны для современного человека, как и понимание необходимости эффективных методов управления. Однако в основу их разработки было положено немало трудов. Свои принципы научного управления Ф. Тейлор вырабатывал на протяжении 20 лет постоянных экспериментов.

Принципы управления Тейлора:

  • создание эффективных методов выполнения работ, в основе которых будет научный анализ затрат времени, прилагаемых усилий и движения, необходимых для выполнения конкретного вида работ;
  • обеспечение полного соблюдения разработанных стандартов;
  • обеспечение расстановки персонала по рабочим местам таким образом, чтобы был максимальный результат от их деятельности;
  • оплата труда должна находиться в зависимости от его результатов;
  • необходимо обеспечить дружеские отношения между руководителем и работником с целью возможности осуществления научного управления.

В своих обоснованиях Тейлор говорил о том, что времени на выполнение каждой операции должно выделяться в достаточном количестве. Только в этом случае можно было правильно определить нормы труда и в дальнейшем установить взаимосвязь между их выполнением и оплатой труда.

Тейлор также уделял много внимания мотивации рабочих. По его мнению, для достижения максимального эффекта от награды она должна вручаться вскоре после выполнения работы, за которую предназначена. Здесь стоит обратить внимание, что награда может быть не только денежная.

Обеспечение рабочих комфортными условиями труда и предоставление им дополнительных возможностей является сильнейшим мотивационным фактором для персонала. Например, организовать детские сады для детей рабочих, предоставить возможность обучения на дополнительных курсах. Все это способствует закреплению положительного отношения и повышению преданности к начальству.

Правильная мотивация работника способна повысить производительность его труда в 3 раза.

Эффективное управление через повышение производительности физического и умственного труда

Тейлором было разработано достаточно много важных теорий, применение которых позволило повысить качество управленческой деятельности. Можно говорить о том, что Тейлор смотрел далеко вперед в развитии управленческой деятельности.

Свою концепцию принципов управления он выстраивал в первую очередь на «философии сотрудничества», которая в современном мире является основой деловых отношений в любой сфере.

В итоге Тейлор описал способы повышения производительности физического труда:

  • точно понять задачу и сделать анализ движений, необходимых для ее достижения;
  • описать каждое движение и точно определить усилия, которые необходимы для его совершения, а также определить время, затраченное на его совершение;
  • устранить все ненужные движения – большинство из них приводят к пустой трате времени и мешают эффективной работе;
  • после этого оставшийся минимальный набор движений соединяется в единую логическую цепочку таким образом, чтобы, совершая эти движения в определенной последовательности, работник как можно меньше усилий прилагал для физических и умственных затрат.

Эти простые пункты являются неотъемлемой частью эффективного управления. Тейлор установил, что в физическом труде нет мастерства, а есть только составленные в определенной последовательности простые и повторяющиеся действия. Качественной эту работу делают знания оптимальных вариантов выполнения движений. Тейлор впервые соединил воедино труд и знания.

Однако в нынешнее время развитые страны стремятся в первую очередь повысить производительность и эффективность умственного труда. Поскольку в последнее время именно работники этой категории занимают все большую долю рынка труда. Здесь эффективная производительность работников умственно труда складывается из следующих параметров:

  • четкий ответ на вопрос о том, в чем заключается производственное задание, то есть работник должен ясно понимать, в чем заключается задача, которая поставлена перед ним;
  • ответственность возлагается в полной мере на самого работника, то есть работник сам должен себя контролировать и собой управлять;
  • ответственность за нововведения возлагается также на работника умственного труда;
  • работнику умственного труда очень важно регулярно пополнять свои знания и передавать имеющиеся более молодому поколению;
  • эффективная производительность труда измеряется в основном качеством работы, а количество и объем уходят на второй план;
  • отношение к этой категории работников должно быть как к капиталу организации.

Только при соблюдении этих факторов можно максимально повысить производительность умственного труда работников.

Принципы повышения производительности физического и умственного труда и принципы научного управления Ф. Тейлора являются основой эффективного управления в любой из сфер деятельности человека в современном мире.

Источник: https://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/chto-soboj-predstavlyayut-principy-upravleniya-tejlora.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.