Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Содержание

Как научиться учиться? 6 главных правил эффективного самообразования

Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Учение — процесс, метод, область мастерства, и, приложив необходимые усилия, сосредоточенность и практику, мы можем усовершенствовать этот процесс. Ниже приведен ряд ключевых этапов учения как метода, от постановки целей до пересмотра главных идей.

Найдите ценность

Невозможно научиться чему-либо, если мы не хотим учиться, и, чтобы достичь профессионализма, люди должны видеть ценность в навыках и знаниях.

Поэтому ищите важность и смысл в том, что вы изучаете. Если изучаете математику и любите физические упражнения, поработайте над математическими задачами, связанными с вращением.

Если вы учитесь вязать, придумайте дизайн свитера для близкого друга.

В то же самое время ищите смысл в области знаний. Обучение часто сводится к тому, чтобы сделать знания и навыки чем-то значимым лично для вас. Поэтому не используйте такие пассивные формы обучения, как перечитывание или выделение мыслей в тексте. Лучше полагайтесь на более активные образовательные стратегии, например на самопроверку или объяснения самому себе.

Если вам действительно нужно выучить текст, проиграйте его. Если вы рассчитываете хорошо разобраться в понятии, опишите его своими словами.

Кроме того, можете воспользоваться методом «возвратного повторения». Когда кто-то будет давать вам подробные инструкции, повторите их своими словами. Поступая так, вы создаете знание, и вероятность того, что вы запомните информацию, возрастает.

Поставьте перед собой цели

На раннем этапе учения главное — сосредоточенность. Вы должны точно определить, какими навыками хотите овладеть.

Следовательно, стоит относиться к учению как к управлению знаниями, и, чтобы достичь в нем успеха, вам нужны цели, сроки и стратегии.

Сотни исследований показывают, что те, у кого есть четкие цели, добиваются большего, чем те, кто руководствуется неконкретными принципами типа «проделать хорошую работу».

Цели учебы должны быть точно сформулированы. Чрезмерно завышенные устремления могут дать отрицательный эффект, потому что кажутся слишком далекими. Они игнорируют эмоциональную сторону нашей личности.

Успех будет более вероятен, если вы поставите перед собой ориентиры, которых легко достичь. Поэтому, вместо того чтобы поставить перед собой большую цель научиться танцевать вальс, лучше определить промежуточные этапы — например, ходить раз в неделю на занятия танцами, что гораздо легче осуществить.

При определении целей учебы большое значение имеют усилия, необходимые для их достижения. Поэтому имеет смысл стараться выполнить что-то более сложное, чем то, чему вы привыкли. Так, если вы изучаете историю живописи, то типичным подходом будет начать с повторения того, с чем вы уже знакомы: Рембрандт был голландским художником, Ван Гог относится к постимпрессионистам и т.д.

Однако учение происходит, когда человек немного выходит за рамки того, что ему удобно делать.

Чтобы учиться, нам нужно активно тянуться к знаниям, и наиболее эффективной учеба будет тогда, когда мы стараемся освоить самое легкое из того, чего пока не понимаем.

Поэтому более эффективными вопросами для того, кто хочет изучить историю искусств, будут: «Кто такой Альберто Джакометти? В чем была значимость Луизы Невельсон? Почему Дега относится к числу первых художников-модернистов?»

Развивайте знания и навыки

На этой стадии учения необходимо оттачивать способности и прилагать усилия к улучшению результатов деятельности. Короче говоря, нужно практиковаться, специально выделяя время на то, чтобы развиваться в избранной вами сфере.

Но одни формы практики больше способствуют развитию мастерства, чем другие. Обязательно используйте метод извлечения знаний.

В одном хорошо известном эксперименте группа участников, вспоминавших содержание текста, запомнила гораздо больше, чем группа, которую попросили просто перечитывать его.

Вы запомните и выучите гораздо больше, если будете после прочтения текста задавать себе вопросы о его содержании.

Также крайне важна обратная связь. Нам необходимо знать, что мы делаем правильно, а что — неправильно, и даже простой разбор своей деятельности может значительно улучшить результаты.

Одни люди полагаются на дневники обучения. Другие предпочитают видео.

Качественная обратная связь также может служить руководством для вас. Допустим, вы считаете, что «петух» по-испански — pollo. В случае плохой обратной связи вам просто дадут готовый ответ. («Это неверно: „петух“ по-испански — gallo».) Вы можете не получить вообще никакой обратной связи. («Пожалуйста, переходите к следующему вопросу».)

Но самая лучшая обратная связь — та, в которой наблюдение сочетается со структурированным способом поиска правильного ответа. Так, в примере с петухом наиболее эффективны указание, что вы дали неверный ответ, и какая-нибудь подсказка. («Нужное испанское слово начинается с буквы g».)

Если человек все равно не дает правильного ответа, можно прибавить следующую букву, пока он не вспомнит слово gallo.

Расширяйте сферу вашей учебы

На этом этапе учебы нужно выйти за пределы основ и применять полученные знания. Нам нужно расширять и обогащать знания и навыки, и это способно дать нам очень многое. Что, к примеру, нужно делать, чтобы совершенствоваться в публичных выступлениях? Как можно больше выступать на публике — от чтения лекций до интервью.

Люди также способны научиться многому, объясняя идеи самим себе, спрашивая у себя: «Имеет ли это смысл? Как это работает?»

Очень полезно и объяснять идеи или передавать умения кому-то другому. Поэтому эффективна работа в группах: давая инструкции окружающим, люди сами усваивают больше.

Конечно, все эти подходы требуют когнитивного напряжения. Мы должны тратить время и силы, а кроме того, поддерживать себя эмоционально. Необходимы оценка прогресса и поощрение достижений, какими бы незначительными они ни были.

Ищите взаимосвязи

На этом этапе мы видим, как все соотносится одно с другим. Ведь нам не нужно выучить лишь какую-то отдельную деталь или процедуру: мы хотим разобраться в том, как они взаимодействуют с другими деталями и процедурами. Короче говоря, нам нужно понимать общую систему, лежащую в основе области знаний.

Поэтому выходите за рамки отдельных фактов и ищите связи между ними. Задавайте себе вопросы об этих связях: «Какая система существует в этой области знаний? Каковы причинно-следственные связи? Можно ли найти какие-либо аналогии? Как я могу сделать эту информацию ценной для себя?»

Одна из эффективных техник — построение гипотез. Например, если вы изучаете биологию, попробуйте представить себе, что было бы, если бы живые существа не эволюционировали?

Тот же подход можно использовать и при изучении литературы. Хотите лучше понять «Ромео и Джульетту»? Подумайте, что произошло бы, если бы юные любовники в шекспировской пьесе не умерли? Продолжилась бы вражда Монтекки и Капулетти?

Концептуальные карты — еще один хороший способ раскрытия взаимосвязей. Графически отображая связи между знаниями и навыками, мы приобретаем гораздо лучшее понимание. Также стремитесь к разнообразию. Пробуя различные виды практики, мы лучше осознаем взаимосвязи. Хотите научиться создавать сайты? Попробуйте смешать редактирование в Drupal с изучением WordPress.

Переосмысляйте изученное

Во время учения очень просто совершать ошибки, стать слишком уверенным в себе. Поэтому очень важно анализировать свои знания, оценивать степень своего понимания.

По мере учения спрашивайте себя: «Действительно ли я знаю то, что я знаю?» В этом могут очень помочь другие люди, и мы часто учимся лучше, когда общаемся с теми, кто обладает разнообразными способами мышления.

Как доказал политолог Скотт Пейдж, команды обычно оказываются более успешными, если состоят из людей с различным опытом. Поэтому, если вам нужно разрешить насущную проблему, попросите помочь тех, кто имеет иной опыт и другие взгляды. Хотите преодолеть трудности в бизнесе? Пригласите на следующий мозговой штурм уборщицу.

В то же самое время необходима рефлексия, и вам следует размышлять о том, что вы изучили. В частности, спросите себя: «Как изменился образ моего мышления? Как объединить весь этот материал? Чему я научился и чему хочу научиться дальше?»

В конечном итоге мы изучаем что-либо, чтобы суметь понять систему мышления, на которую опирается данная область знаний. Так, если мы изучаем микроэкономику, то учимся думать как специалисты по микроэкономике.

Если мы изучаем биохимию, то учимся думать как профессиональные биохимики.

Педагоги-психологи утверждают, что «обучение следует воспринимать как процесс ориентации в частях организованной и доступной пониманию системы».

Источник: https://knife.media/learn-better/

Как научиться учиться? Развиваем умение учиться ⋆ MAXIMUM Блог

Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Как научиться учиться? И зачем? Ответ на эти вопросы очень важно знать и родителям, и ученикам. Ведь образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как многие думают. Известный финский психолог Тимо Ярвилехто очень точно сказал, что жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни.

А вы хотите научиться учиться?

Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Каждому необходимо умение учиться самостоятельно.

Этот навык не преподают в школах и университетах, но в современном образовании его используют все чаще. Например, курсы MAXIMUM предполагают большое количество самостоятельной работы. Наши ученики получают не только знания, но и навыки освоения предмета. Сейчас мы подробнее расскажем, что это за навыки.

Умение учиться как активная жизненная позиция

Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка. 

Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.

На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями.

В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения.

Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.

Чем деятельностный подход отличается от традиционного?

Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.

Традиционная система образованияДеятельностный подход
Ребенок получает знания в готовом виде — например, заучивает правило о том, что такое причастие.Принцип деятельности: ученик добывает знания сам. Он самостоятельно выводит определение к термину. Чтобы научиться учиться по этому принципу необходима работа — найти причастия в тексте, выявить и идентифицировать их по общим признакам, сформулировать вопросы.
Дети изучают школьные предметы, не видя их системной стройности. Они уверены, что «математика в жизни не пригодится», и не понимают взаимосвязи точных и гуманитарных наук.Принцип целостности —формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Каждый ребенок точно знает, для чего ему в жизни пригодятся уроки обществознания, как связаны изучение истории и литературы.
Школьники изучают предметы и готовятся к экзаменам в атмосфере стресса и напряжения. Это обусловлено рамками системы образования. Школе и преподавателям нужны хорошие результаты для рейтинга, отсюда стресс и давление на детей.Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов.

Цель деятельностного подхода — не передать ученику все необходимые знания, а научить его самостоятельно их добывать. Такой подход выигрывает в быстро меняющемся мире. 

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.

Как научиться учиться?

Вот три базовых навыка. Они помогают организовать учебную деятельность.

  • Тайм-менеджмент. Все делаем по порядку, планируем время. 
  • Приоритеты. Говорим «нет» прокрастинации, больше не откладываем дела на потом.
  • Обучение в разнообразной деятельности. Можно и прочитать, и прослушать, и представить, и потрогать, и понюхать!

Согласно Таксономии Б.Блума, самый примитивный и базовый способ освоения знания — это запоминание. Чем более творческая задача ставится, тем качественнее усваивается опыт, связанный с ней

Если ваш ребенок не умеет сам добывать знания, пора развивать навыки обучения. Над этим умением можно и нужно работать в любом возрасте. Вот наши советы, как научиться учиться:

Меняйте режимы работы мозга

Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.

Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом.

Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение. Например, Дали брал ключ и садился в кресло. Начинал дремать и мышление рассеивалось. Как только ключ выпадал из руки, он просыпался и записывал все, что пришло в голову.

В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.

Вспоминайте правильно

Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.

Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его.

Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения.

Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.

Решайте проблему до того, как вас этому научат

Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.

Не важно, получится найти правильный ответ или нет. Вы прилагаете усилие, сами «изобретаете велосипед» до того, как получите готовый ответ. Это поможет быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.

Идите от простого к сложному, от общего к частному

Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.

Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.

Не забывайте о практике

Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.

Повторяйте с интервалами

Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.

Примеры — сила

Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.

Меняйте обстановку

Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.

Закрепляйте материал

Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.

Боритесь с прокрастинацией

Прокрастинация — это вредная привычка, за которую мы сразу же получаем вознаграждение. Чтобы научиться учиться, нужно преодолеть прокрастинацию. Сосредоточьтесь на процессе, а не продукте. Финальный продукт вызывает страх, а процесс — это простое, рутинное действие. Вы настроились, что будете работать следующие 20 минут. Думаете о процессе, а не о результате.

Все эти навыки, умения и элементы учебного процесса помогут и детям, и взрослым развивать и совершенствовать навыки обучения. Если хотите подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ, используя новейшие образовательные технологии, обратите внимание на курсы MAXIMUM.

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/nauchitsya-uchitsya.html

6 навыков, которые помогут ребенку учиться

Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Множество споров ходит в настоящий момент вокруг современного образования. Альтернативное образование в школе и классическое, что лучше? Какие действительно знания пригодятся ребенку в жизни, и что следует в первую очередь развивать?

В школе дети изучают огромное количество правил, предметов, дисциплин и приобретают новые знания. Считается, что они помогут детям во взрослой жизни. Действительно, большинство знаний полученных в школе, позволяют детям поступить в институт (пусть даже и платно), а после института найти работу.

Однако все больше родителей выбирают для детей альтернативные формы образования: экстернат, семейное обучение, школы развития.

Отличие заключается в том, что в данном случае детей обучают не только тому, что изучают в школе: читать, считать, писать, решать задачи, уметь определять падежи, склонения, знать периоды истории, географию, химию и физику, но и навыкам, которые станут прочным фундаментом для дальнейшей жизни ребенка.

Существует 6 навыков, которые практически не изучаются в школе. Однако именно они помогают человеку стать успешнее и добиваться в жизни намного больших результатов. Не зря этим навыкам обучают настоящих спецагентов!

Мы собрали для Вас самые полезные навыки в одной статье. Она позволит вам обратить внимания на сферы, которые обычно не развиваются и подобрать для ребенка специальные кружки и секции для их развития.

Также мы на примерах нашей Школы спецагентов для детей покажем, как данные навыки можно использовать в школьной жизни ребенка, и как каждый навык поможет ребенку на школьных уроках.

Навык 1: Ораторское искусство, умение красиво говорить

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

Как поможет данный навык на школьных уроках:

  • Развив связную речь, ребенок умеет и не боится отвечать у доски
  • Можно выкрутиться на любом экзамене
  • Можно писать сочинения только на «пятерки»
  • Можно стать любимчиком у всех учителей
  • Можно использовать «рапорт» с мамой, папой или друзьями
  • Можно научиться красиво говорить
  • Можно по картам готовить пересказы по предметам в школе

К сожалению, в обычной школе не обучают ораторскому искусству. Но учеников, которые умеют красиво говорить, могут отстоять свою точку зрения грамотно, уважают и ценят.

Ораторское искусство — это необходимый базовый навык для наших детей. Именно поэтому в школе спецагентов эффективного обучения, мы изучаем и учимся, как стать настоящим Агентом-вербовщиком. (Ведь именно так называется спецагент, суперсила которого — его речь!)

Отличительная черта Агента-вербовщика — коммуникабельность. Это значит, что он легко входит в контакт с людьми, заводит новые знакомства, много общается и не боится незнакомых людей.

Он очень внимателен к деталям, и всегда следит за поведением человека, с которым общается.

Ему интересно все: какое настроение у собеседника, о чем он думает, устал он или наоборот, бодр и весел.

Агент-вербовщик искусный манипулятор, то есть он с легкостью подстраивается под настроение других людей и получает то, что ему надо. Для этих целей он использует технику, которую спецагенты называют «рапОрт», или подстройка.

Говорят, что это человек-микрофон.

На самом деле секрет прост — он любит говорить. Он много выступает и отвечает, и знает, что подготовиться, проговаривая «про себя» невозможно. Надо обязательно говорить вслух.

Вербовщики иногда совершенно не знают, что нужно сейчас ответить, но умеют выкрутиться и начать говорить «хотя бы что-то», на ходу придумывая новые слова и фразы, легко вплетая их в речь.

С ними очень легко общаться и многие очень любят с ними говорить.

На наших уроках в школе спецагентов все ребята изучают искусство красиво говорить и используют навык на школьных уроках.

Навык 2: Фотографическая память, умение запоминать “глазами”

Эйдети́зм (фотографическая память) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Как помогает данный навык на школьных уроках:

  • Для запоминания стихотворений. Если их учить с помощью фотографической памяти и пиктограмм, они намного легче запоминаются
  • Ребенок, используя фотографическую память, может легко запомнить схемы из учебников на уроках окружающего мира, биологии или истории
  • Можно рисовать пиктограммы и кодировать с их помощью любой текст, который надо запомнить. Фотографическая память, если ее развить, гораздо быстрее механической!
  • Можно рисовать историю, рисовать физику и рисовать географию
  • С помощью «Фото-Якорей» можно писать изложения. Для этого во время чтения учителем текста изложения, надо в столбик выписывать якорные слова. По одному слову из каждого предложение. Дальше по ним восстановить в памяти текст.

Развивать фотографическую память интересно и полезно. И какие результаты она дает!

В школе спецагентов для тренировки фотографической памяти, дети знакомятся с суперчеловеком, “Агентом-установщиком”. Ведь спецагентов часто называют суперлюдьми. Эти люди на первый взгляд совершенно обычные, и никогда не скажешь, что этот человек-спецагент.

Агент-установщик — это сборщик информации. Он запоминает внешность человека с одного взгляда, а потом легко может нарисовать его портрет и вспомнить в деталях. Общаясь с людьми, он запоминает и отмечает их привычки, запоминает во что они были одеты.

Говорят, что это человек-фотограф.

Как-будто его глаза — это фотоаппарат, и он успевает сфотографировать все, что попадается ему на глаза: схемы, формулы.

На самом деле секрет прост — он любит мыслить картинками, образами. Он оживляет все. Даже скучное и неинтересное.

Он любит учить стихи. Он любит запоминать лица. Легко запоминает схемы и картины. Запомнить и найти 10 отличий для него не проблема.

Установщики иногда совершенно отвратительно рисуют, это не всегда их сильная сторона. Но рисуя плохо на бумаге, они прекрасно рисуют в воображении и кодируют информацию, превращая ее в фотокадры.

Данный навык просто незаменим при текущих объемах информации, которую ребенку надо обработать и выучить.

Навык 3: Знание мнемотехник и умение их применять

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)

Как помогает данный навык на школьных уроках:

  • С помощью этих техник можно запоминать цепочки слов: планеты солнечной системы, запомнить названия морей и океанов, стран и столиц, выучить таблицу Менделеева, запомнить все: от месяцев до названий всех элементов таблицы Менделеева
  • Можно и нужно всегда считать количество запоминаемой информации, это поможет легко вспомнить
  • Можно запоминать информацию, склеивая ее друг с другом
  • Можно использовать «репку», когда нужно пойти за покупками
  • Или поразить друзей, запомнив при них 30 разных слов
  • Можно запоминать даты по истории
  • Можно выучить даты жизни писателей
  • Можно легко запомнить определения и термины
  • За вечер переместить в память все географические данные, которые другие учат годами

Суперагента, обладающего данным навыком, называют Оперативным сотрудником.

Оперативный сотрудник помнит все: имена, пароли, даты, числа, информацию, графики, схемы и многое-многое другое.

Кажется, что это человек-компьютер. Или даже человек-гугл.

Что не спроси, он поднимает глаза вверх и в считанные секунды выдает нужную информацию. Главное, что он практически ничего не забывает! И если он один раз что-то запомнил, то останется с этой информацией на долгие годы.

Оперативный сотрудник использует мнемотехнику.

Именно ее мы изучаем бережно, заботливо, и внедряем с каждым ребенком в отдельности в школе спецагентов. Ведь каждый будущий спецагент уникален.

Навык 4: умение создавать “майнд-карты” и систематизировать информацию

С помощью этого навыка можно:

  • Преобразовывать скучный текст параграфов в наглядный и простой
  • Понять непонятные темы
  • Готовиться к экзаменам
  • Готовить пересказы
  • Делать необычные шпаргалки
  • Создать плакаты-помогаторы
  • За вечер разобрать школьный учебник
  • А за неделю подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
  • Планировать, систематизировать, учиться

Навыку работы с информацией в школе спецагентов ребята обучаются вместе с Внештатным Агентом.

Внештатный агент имеет очень насыщенное расписание, массу задач и все-все успевает.

Люди иногда думают, как у него так получается? В чем его секрет?
Он умело управляет временем и ценит его. Время для внештатного сотрудника — самое главное оружие.

Он всегда задает себе вопрос: «Сколько времени на эту задачу у меня есть? Сколько времени мне не жалко?Также внештатный сотрудник ведет ежедневник и использует много разных приемов, чтобы уместить в голове множество задач.

Любимый прием спецагента — майд-карты.
Но он имеет и множество других способов сделать непонятное и большое простым и ясным.

Навык 5. Умение быстро изучать иностранные языки

С помощью данного навыка можно:

  • Запомнить за неделю все слова, которые изучаются в текущем классе
  • Разобраться во временах английского и всегда правильно их употреблять
  • Повысить оценку за четверть и год
  • Готовиться к урокам в два раза быстрее
  • Легко переводить тексты
  • Общаться в путешествиях

Языки. Стоит ли говорить, как здорово было бы, если бы наши дети свободно говорили на нескольких языках!

А ведь такие люди существуют. Более того, ими не рождаются, а становятся. В школе спецагентов — это сфера деятельности маршрутного агента.

Данного агента часто называют полиглотом. Он много путешествует и всегда говорит на языке той страны, куда летит. Без проблем запоминает слова любого иностранного языка, не боится разговаривать с иностранцами. Улыбчив. Скромен.
Разбирается в грамматике языка и может запоминать иностранные слова со скоростью 100 слов в час!

Дети в школе спецагентов с высокой скоростью запоминают слова английского языка, а также изучают испанский. И очень собой гордятся!

Навык 6. Быстрое чтение, хороший устный счет, грамотное письмо

Стоит ли говорить о том, что умение читать, считать и писать — базовые навыки в жизни грамотного человека?

С помощью этого навыка можно:

  • Быть уверенным за грамотность в переписках и выполнении письменных работ
  • Читать много книг и любить чтение
  • Иметь хорошую отметку по математике
  • Быстро решать задачи
  • Понимать текст прочитанных заданий, порой запутанных тестов

В школе спецагентов на каждом занятии участники тренируют устный счет, учатся решать задачи и развивают логику, тренируют скорость чтения и учатся не бояться ошибок.

В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники.

Но всех их объединяет одно: отличная память.

Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.
В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

Тренинг “Школа спецагентов” создан для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать — как это, быть спецагентом?

В тренингах ребята попробуют, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить. Данная программа— практический тренажер для мозга, которая позволит каждому участнику раскрыть в себе суперсилу.

А быть спецагентом или нет — это уже решать вам. Но одно мы знаем точно — учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще интереснее, работать с информацией — увлекательнее.

Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко вы запоминаете, как красиво можете говорить и спрашивать, где вы этому научились?

Дать ребенку суперспособности эффективного обучения>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: https://gladtolearn.ru/blog/6-navykov-kotorye-pomogut-rebenku-uchitsya/

6 способов научить ребёнка учиться

Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно.

Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным.

Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво.

Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать.

Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго.

Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу.

Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок.

Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки.

Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты».

Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность.

Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок.

Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку.

Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс.

А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо».

Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Unsplash (Aaron Burden)

Источник: https://mel.fm/blog/olga-kondrashova/59810-6-sposobov-nauchit-rebenka-uchitsya

Как научить ребенка учиться? Можно ли научиться учиться и что это значит?

Обучение учащихся умениям и навыкам. Как научиться учиться

Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому интересно. Появился новый предмет — здорово! Задали новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать! 

С переходом в старшую школу программа усложняется, а у ребёнка ведущей деятельностью становится общение. Именно в этот момент взрослые должны объяснить, как научиться правильно учиться. Вот несколько рекомендаций на этот счёт от тьюторов «Домашней школы Фоксфорда».  

Совет 1. Ориентируйтесь на интересы

Научиться учиться — значит найти тот интерес, в котором ребёнок захочет развиваться. По мнению тьютора Юлии Рожковой, без этого все остальные методики бессмысленны. 

Попросите ребёнка поразмыслить, что ему даст тот или иной навык в отношении его любимого дела. Предположим, ему нравится кататься на самокате. Подтолкните его к пониманию, что знание законов физики поможет ему делать крутые трюки, а английского языка — общаться с райдерами со всего мира.

Что делать, если у ребёнка нет ярко выраженных увлечений? Присмотреться к нему получше, предложите ему пройти диагностику Skillfolio, которая как раз направлена на выявление сильных сторон и интересов школьников. А главное — помогите ребёнку обзавестись хобби. Занимайтесь чем-то вместе, подавайте пример.

Совет 2. Покажите, как добывать и применять знания 

Подобно тому как глотание еды без пережёвывания может привести к проблемам с желудком, поглощение знаний без рефлексии и применения на практике может повлечь «потерю аппетита» к обучению.   

Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов. Сначала ознакомление с каким-либо объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, и применение этого на практике и, наконец, осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.

Колесо обучения

Концепцию колеса обучения использует в своей работе тьютор Наталья Смелова. При этом она считает, что не стоит давать ребёнку «рыбу» — нужно научить его пользоваться удочкой. Предположим, ученик не понимает по математике проценты.

Попросите его найти в интернете мультфильм или хорошую статью на эту тему. Важно, чтобы он сделал это сам — только добывая знания, можно научиться учиться. Однако затем обязательно разберите вместе найденный материал и покажите, как это может пригодиться ему в реальной жизни.

Например, можно посчитать, сколько удастся накопить за год, если ежемесячно откладывать 10% карманных денег. 

Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время

Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников.

Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться.

Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно.

Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем.     

  • Сколько времени у тебя сейчас есть? 
  • Как наилучшим образом ты им распорядишься? 
  • По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься? 
  • Что именно ты хочешь сделать за отведённое время по учёбе? 
  • Какой результат ты хочешь получить? 
  • Сравни, что ты хотел сделать и что сделал? 
  • Ты доволен результатом?
  • Как сделать так, чтобы хватило времени на все задачи?

Совет 4. Пробуйте разные форматы

В статье о том, как изучать нелюбимые предметы, мы рассказывали, что люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Выясните, какой канал восприятия работает у ребёнка лучше всего, и предлагайте ему подходящие форматы обучения. Например, ученик жалуется, что ему сложно запоминать словарные слова.

Можно предложить ему провести эксперимент по поиску идеального способа их запоминания: визуализация с помощью мнемотехники, наговаривание на диктофон и прослушивание, многократное записывание в тетрадь, разбор этимологии каждого слова. Пусть ребёнок попробует всё и составит рейтинг, какой метод помог ему лучшего всего.

 

Совет 5. Позвольте ребёнку контролировать процесс обучения

«Доставай дневник, показывай, что задали», «Пиши на черновик — приду, проверю» — многие родители узнают себя в этих фразах. К сожалению, часто взрослые с первого класса проявляют гиперопеку в отношении учёбы ребёнка, чем губят мотивацию и самостоятельность.  

 «Младшеклассник не видит целого, поэтому пока что не может выбирать что ему учить, но определиться, когда и в какой последовательности делать уроки, он может.

Так позвольте ему это сделать!» — призывает тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Светлана Гольцер. Пусть сам составляет график выполнения домашних заданий, готовится к аттестациям и получает на ней заслуженные отметки.

Это даст ребёнку понять, что вы ему доверяете, и избавит от чувства тревоги в ожидании наказания за каждый неверный шаг. 

По мере взросления родительский контроль должен всё больше ослабевать. Подросток должен осознавать, что учёба — это его зона ответственности.  Воспитывайте в подростке самодисциплину, и у него никогда не возникнет запрос «Хочу научиться учиться». Получать новые знания для него будет так же естественно, как чистить зубы по утрам.

Выводы

Ответ на вопрос, можно ли научиться учиться, однозначный — да, можно! Определите сферу интересов школьника, покажите практическую пользу получаемых знаний и ценность времени, пробуйте разные форматы обучения. И главное — доверяйте своему ребёнку! 

Тьюторы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» готовы помочь вам и вашему ребёнку выработать навыки самообразования. Подробнее познакомиться с программой тьюторского сопровождения и записаться на консультацию можно на странице тьюторов.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebyonka-uchitsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.